Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Золушки гражданской авиации

История профессии бортпроводника в гражданской авиации мира и России

Мировая история гражданского воздушного флота насыщена яркими событиями, с нею неразрывно связана история рождения и развития профессии бортпроводника. Появились люди, желавшие летать в самолетах, – возникла потребность в работниках, которые должны присматривать за воздушными путешественниками, родился спрос на данный вид трудовой деятельности. Однако в самом начале не существовало обслуживания пассажиров в современном его понимании. Самолеты той поры были настолько тесными, что в них не хватало места для размещения обслуживающего персонала. Полеты с пассажирами на борту осуществлялись только в дневное время, ночные полеты считались опасными.

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. Второй пилот присматривал за пассажирами, раздавал съестное: яблоки, бутерброды, кофе из термоса. Пассажирам выдавались шлемы, перчатки и парашюты, иногда им приходилось размещаться прямо на мешках с почтой, и в полете они были предоставлены сами себе. Двойственность обязанностей пилота была мало эффективной, и руководители компаний начали обдумывать, как исправить положение. В 1922 г. Британская компания «Daimler Airways» сделала исторический шаг: начала нанимать на работу «кабинных парней» (cabin boys). Предпочтение отдавалось «невысоким и легким» мужчинам. Они оказывали помощь пассажирам: раздавали кожаные пледы, грелки с горячей водой, ватные тампоны, чтобы затыкать уши, помогали при посадке и выходе из самолета, успокаивали воздушных путешественников в полете. С этих первых шагов в небо началась история профессии бортпроводника. В США первые стюарды появились в 1926 г., когда авиакомпания «Stout Air Services» в Детройте приняла на работу мужчин в качестве воздушных «курьеров» для обслуживания пассажиров на борту самолетов Ford Tri-Motors между Детройтом и Гранд Рэпидз в штате Мичиган.

В том же 1926 г. компании «Air Express» и «Transcontinental Air Transport» открыли регулярные пассажирские рейсы. Курьерами «TAT» стали молодые сыновья железнодорожных, пароходных и промышленных магнатов, которые финансировали воздушный флот Америки. Правление компании пообещало магнатам, что их дети в будущем смогут сделать карьеру в гражданской авиации. Обязанности курьеров начинались задолго до взлета. Они собирали пассажиров в центре города, везли их в аэропорт, а по дороге в ресторане брали питание для пассажиров. Курьеры помогали людям при посадке в самолет и были ответственны за обслуживание пассажиров питанием и удовлетворение их нужд в полете. Кроме того, они взвешивали и загружали багаж и почту, на борту самолета регулировали положение кресел, устраняли поломки привязных ремней, чинили вентиляторы и нагреватели, поэтому типичными рабочими инструментами курьеров были гаечные ключи для закрепления кресел и … мухобойки.

В 1928 г. уже несколько авиакомпаний мира использовали труд стюардов с целью продемонстрировать обществу, каким безопасным, надежным и комфортным является воздушное путешествие. Компания «Western Air Express», предшественница «Western Airlines», использовала стюардов в рейсах на Сан-Франциско. Немецкая компания «Lufthansa» наняла официанта Артура Хофа для обслуживания питанием пассажиров в полете из Берлина в Вену. Компания «Air Union», предшественница «Air France», использовала стюардов в 1931 г. на престижной трассе с названием «Золотой луч» (Golden Ray) между Лондоном и Парижем. Чтобы предоставлять пассажирам обслуживание на должном уровне, стюарды проходили необходимую подготовку. С 1910 по 1937 гг. десятки тысяч пассажиров летали с ослепительной роскошью на борту тихоходных гигантов «Giant airships» DEL AG & HAPAG компании «Аirship Transport Lines», где стюарды обслуживали их в небесных столовых и отдельных купе.

Негерметичные кабины самолетов, отсутствие звукоизоляции и кондиционеров, неудобные туалетные комнаты и другие несовершенства авиатехники тех лет превращали каждый рейс в настоящее приключение. В 1929 г. стюарды «Pan American» работали на «летательных лодках» Sikor Sky и самолетах Fokker, обслуживая рейсы из Майями в города Карибского бассейна и Южной Америки. Компания «Pan American» предъявляла к молодым людям в первую очередь такие требования, как бдительность и приятная внешность. Их незамысловатым оборудованием и предметами сервиса служили термосы с водой, бумажные стаканы, ватные тампоны для ушей и жевательные резинки. Стюард «Pan American» Фоси Каррера вспоминает, что «на тех “лодках” кухни располагались в хозяйственном отсеке, и чтобы попасть туда, надо было ползти через узкий и низкий проем, а затем возвращаться в салон, балансируя с едой и напитками, и это требовало определенного мастерства». Питание и напитки для пассажиров загружались в консервированном виде в специальных корзинах.

Май 1930 года ознаменовал начало новой эры в истории гражданской авиации. Компания «Boeing Air Transport», предшественница компании «United Air Lines», впервые приняла на работу стюардесс. Все началось с молодой медицинской сестры из Креско по имени Элен Чёч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова, которая увлекалась авиацией с самого детства. В феврале 1930 г. в Сан-Франциско она познакомилась с одним из управляющих авиакомпании «Boeing Air Transport» Стивом Симпсоном. Им обоим принадлежит идея, что во время полета на борту самолета о пассажирах должна заботиться женщина, к тому же профессиональная медсестра. Однажды, когда Стив летел пассажиром на борту B-80A своей компании, самолет отставал от расписания из-за сильного встречного ветра. Он видел, как пассажиры часто и нервно смотрели на часы, но в экипаже не было никого, кто мог бы их успокоить, ответить на вопросы о причинах опоздания, о времени прибытия самолета в пункт назначения и прочее.

Некому было присматривать за пассажирами, регулировать температуру воздуха в салоне, чтобы сделать полет более комфортным. Симпсон решил, что на борту должен работать человек, который будет заботиться о пассажирах, а Элен высказала мысль, что эту работу могли бы успешно выполнять женщины. Президент авиакомпании Паттерсон дал разрешение нанять восемь стюардесс с испытательным сроком 3 месяца.

Авиакомпания «Boeing Air Transport» приняла на работу в качестве членов экипажа самых первых в мире стюардесс – «первую восьмерку» женщин (“Original Eight”). набор в команду стюардов женского пола был весьма удачным ходом со стороны авиаперевозчиков, ведь пассажиры, которые смертельно боятся летать, увидев в самолёте девушку, которая не только не боится летать, но явно испытывает от этого удовольствие, да ещё и обеспечивает им комфорт, — скорее всего станут смелее сами! К тому же первые самолеты в гражданской авиации были не очень-то комфортными для пассажиров, они летали сравнительно низко над землей, из-за чего их сильно трясло. Многим пассажирам становилось плохо в полете и помощь медсестры (кем и была первая стюардесса) была бы не лишней. Перевозчики надеялись, что люди станут меньше бояться перелётов и начнут обращаться к их услугам активнее. И возможно, благодаря девушкам-стюардессам, так и случилось. Пассажиры передвигались по свету гораздо быстрее, чем раньше, авиакомпании были довольны, а стюардессы… летали! Администрация компании была уверена, что присутствие стюардессы на борту самолета станет для пассажиров гарантом безопасности воздушного путешествия, что потенциально пассажирам будет легче справиться с чувством страха перед полетом, если молодые симпатичные девушки в составе экипажа будут сопровождать их в полете.

Считалось также, что женщины лучше справятся с обслуживанием пассажиров, большинством из которых были мужчины. Элен Чёч была назначена старшей бортпроводницей и выполнила свой самый первый рейс с 11 пассажирами на борту в качестве стюардессы 15 мая 1930 г. на линии Сан-Франциско Шайен. Первая инструкция, которой следовала Элен, у современных бортпроводников может вызвать улыбку. Ей предписывалось не забывать заводить часы в кабине пилотов, перебить в кабине после взлета всех мух, не разрешать пассажирам выбрасывать окурки в иллюминатор, тщательно вычистить их обувь, если понадобится, и, конечно, чаще улыбаться. Итак, знаменательное событие в истории гражданской авиации – рождение профессии бортпроводника произошло в мае 1930 г.

Профессиональный праздник «Международный день бортпроводника» утвержден Международной Ассоциацией профессиональных бортпроводников (IFAA) в конце прошлого века и ежегодно отмечается 31 мая. Затем должность стюардессы начали вводить все авиационные компании мира. 3 мая 1933 г. компания «American Air Wag» (предшественница «American Airlines») приняла на работу первых четырех бортпроводниц, а неделю спустя – еще двух медсестер. В июле 1935 г. Президент «TWA» Джон Фрай предложил нанимать в компанию женщин в качестве бортпроводниц. Мужчины перестали летать бортпроводниками в «TWA», лишь с 1942 г. компания вновь принимала на работу мужчин, назначая их старшими бортпроводниками международных линий и на должность руководителя сервиса в полете (Flight Service Manager) на внутренних линиях. К середине 1937 г. идея стюардессы на борту самолета уже утвердилась на американском континенте [144]. В Европу профессию импортировали голландцы. В Югославии 22 ноября 1947 г. на борту самолета появилась Драгика Павлович, вошедшая в историю югославской авиакомпании «JAT» как первая стюардесса. Это была 33-х летняя молодая образованная женщина, говорившая на пяти иностранных языках.

В СССР 9 февраля 1923 г. было принято постановление Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». День 9 февраля считается официальной датой рождения гражданской авиации страны. Первая стюардесса в гражданской авиации Советского Союза появилась лишь спустя 16 лет. 5 мая 1939 г. в "Аэрофлоте" появилась первая стюардесса - 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.

В то время стюардессы были миниатюрными – не тяжелее 52 кг., не выше 162 см. В штатном расписании не было должности бортпроводника, поэтому девушку оформили кладовщицей, но называли буфетчицей слова "бортпроводник" тогда еще не было. Перед вылетом она должна была закупить продукты в ресторане аэропорта, упаковать их вместе с посудой в чемодан и погрузить на борт самолета. Кроме того, до вылета стюардесса проводила уборку на самолете – меняла шторки на иллюминаторах и подголовники на креслах, протирала пыль и т.д. А в полете готовила бутерброды и заваривала чай – кипяток в термосах она тоже получала в аэропорту. Первый рейс, который обслуживала Эльза Эдуардовна, выполнялся по маршруту Москва-Ашхабад. Время в пути, с двумя посадками, составляло 13 часов. На этой линии тогда только начал летать новейший самолет ПС-84 , на базе Douglas DC-3, позднее он стал называться Ли-2.

С течением времени правила, действующие в гражданской авиации, пересматривались, изменялись, расширялись, и, наконец, работа бортпроводника ВС также стала предметом регуляции. В английском Законе по аэронавигации есть положение о том, что «бортпроводник находится на борту самолета с целью выполнения задач по обеспечению безопасности пассажиров»; в США – в Правилах Федеральной Авиации (Federal Aviation Regulations, FAR 121. 391, FAR 121.397) [128]; в РФ – в Руководстве по летной эксплуатации ВС (РЛЭ) записано, что функция бортпроводников – обеспечивать безопасность пассажиров в аварийной ситуации.

 

Филипьева Татьяна Васильевна - Кандидат психологических наук, защита диссертации на кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Член Российского психологического общества с 1993 г.
http://www.izuminki.com/2013/05/15/ellen-chyorch-pervaya-v-mire-styuardessa/
http://marishkaak.livejournal.com/1352163.html
http://shnyagi.net/33596--abota-styuardessoy.html

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика