Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Золушки гражданской авиации

Обеспечение безопасности пассажиров – главная задача бортпроводника на борту самолета.

В международных документах ИКАО (Международная организация гражданской авиации),  регламентирующих работу бортпроводника, говорится, что главной задачей бортпроводника на борту самолета является обеспечение безопасности людей в обычном полете, в экстремальной, сбойной, аварийной ситуации. Бортпроводник должен быть обучен и способен предотвращать возможную угрозу и опасность для жизни человека и действовать по его спасению.

Это означает, например, оказать помощь во время сильной турбулентности, предотвратить или тушить пожар на борту самолета, помочь пассажирам в случае разгерметизации самолета, организовать эвакуацию пассажиров из самолета, совершившего аварийную посадку на сушу или на воду.

Андреас Кутурушус, президент ICCA (International Cabin Crew Association  -международная ассоциация бортпроводников) и бортпроводник авиакомпании «Cyprus Airways», выступая на Х Международном конгрессе бортпроводников в Никосии [Documents of the 10th IFAA World Congress. // Intern. Flight Attend. Assc. - Cyprus, Nicosia, 1993.]  в 1993 г. сказал: «Знания действий в аварийных и нестандартных ситуациях преподаются бортпроводникам во всех учебных центрах авиакомпаний мира. Однако от тренинга до тренинга проходит не меньше года, а навыки таких действий в условиях обычного рейса не отрабатываются, так как, к счастью, разгерметизация и пожар на борту – явления исключительные, турбулентность бывает не всегда, а приводнение или аварийная посадка – события чрезвычайные. Бортпроводникам редко удается применять знания и навыки действий в экстремальной и, тем более, в аварийной ситуации, но уметь в случае необходимости действовать грамотно по спасению жизни и здоровья людей, оказывать медицинскую и психологическую помощь – это главная задача бортпроводника на борту самолета». Приведем в пример случай, произошедший 21 сентября 2001 г. в международном аэропорту Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты). Самолет Аэрофлота Ил-86, выполнявший рейс SU-521, совершил аварийную посадку.

(При посадке произошло возгорание. Оперативными и четкими действиями экипажа все находившиеся на борту самолета 307 пассажиров были эвакуированы. Никто из пассажиров и 14 членов экипажа не пострадал. Пожар был оперативно потушен.)  

Еще за минуту до того, как аэробус без выпущенных шасси проскреб фюзеляжем по бетонной дорожке взлетно-посадочной полосы, бортпроводники не знали, что им предстояло делать в следующие несколько минут, а значит, провести подготовку к аварийной эвакуации, психологически настроиться на трудную и опасную работу они не имели возможности. В момент приземления все сидящие в самолете почувствовали что-то неладное. Раздался крик: «Горим!», и почти сразу появились черные клубы дыма, стало трудно дышать. Из пилотской кабины не поступило никакой информации, никаких команд, и бортпроводники взяли инициативу на себя. После полной остановки самолета они, не медля ни минуты, открыли два из восьми аварийных выходов, позже удалось открыть еще один. Выпустили аварийный трап и по нему эвакуировали всех пассажиров. Некоторых приходилось выталкивать, на некоторых кричать. А вокруг самолета уже полыхал растекшийся керосин, отрезая путь к спасению. Под активным руководством бортпроводника-инструктора Ч-да, которую дома ждал сын, и для спасения себя у нее был личный мотив, бригада действовала быстро, четко, решительно. Эвакуировали всех. Бортпроводник Т-ц еще раз осмотрел все помещения фюзеляжа и убедился, что на борту никого не осталось, после чего покинул самолет последним.

Героический труд сродни подвигу, к которому бортпроводник должен быть всегда готов, даже когда ничто не предвещает беды («Мир Аэрофлота» № 16, 2001).

Готовность к выполнению этой функции может быть внешняя и внутренняя.
Внешняя готовность включает контроль и подготовку на земле перед каждым вылетом:
а) наличие и рабочее состояние средств спасения людей (стационарное и переносное оборудование);
б) наличие и знание инструкций по спасению людей (Руководство по летной эксплуатации, инструкция по безопасности, краткая пошаговая инструкция по тушению пожара, правила оказания первой доврачебной медицинской помощи, при разгерметизации);
в) техника владения приемами и навыками оказания помощи людям (искусственное дыхание, спасение утопающего, извлечение и перенос тела человека без сознания из кресла к аварийному выходу и пр.).
Внутренняя готовность – духовная, душевная и телесная собранность, триединство, целостность и организованность; физическая, психическая и психологическая способность применить знания, умения, навыки и средства спасения людей; а также авторитетно, с позиции лидера руководить действиями пассажиров в экстремальных ситуациях.

По требованиям ИКАО на всех самолетах гражданской авиации в кармане каждого пассажирского кресла должна находиться «Инструкция по безопасности» [Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. - М.,1979. - С. 71-75.]. Ее следует размещать так, чтобы пассажиру было видно, она должна быть яркой, чтобы привлекать внимание, и наглядной, чтобы можно было по рисункам, не читая текст, понять ее содержание. Значение языка символов, схем, картинок, условных обозначений, принятых во всем мире, здесь трудно переоценить. Однако такие инструкции не всегда использовались на самолете.

Владельцам авиакомпаний уже вначале пассажирских перевозок стало очевидно, что именно на стюардов необходимо возложить обязанности по обеспечению безопасности пассажиров. Самые первые инструкции по безопасности разработала компания «Imperial Airways» (ныне «British Airways»). Это были специальные инструкции для стюардов на случай вынужденного приводнения при полетах над проливом Ла Манш, а пассажирам вручались брошюры, в которых предписывалось внимательно слушать стюардов, которые проводили устный инструктаж, стоя непосредственно перед пассажирами в салоне (самолеты тогда не были оборудованы переговорным устройством [Proceedings of the 17th Conf. of the Western European Assn. for Aviation Psychology.,  Prew S-J. Survival for Aircrew. // Ashgate, UK, 1999. - 130 p.]. Современные бортпроводники всех авиакомпаний мира перед взлетом обязаны четко и внятно информировать пассажиров об имеющихся на борту самолета аварийно-спасательных средствах и о способах их применения: как пользоваться кислородной маской при разгерметизации, найти выход по световой дорожке в темноте или в дыму, надуть аварийно-спасательный жилет, пристегнуть ремни безопасности и пр.

Наблюдая поведение пассажиров, мы обратили внимание, что часто они не настроены серьезно, внимательно слушать и запоминать предполетную информацию о средствах спасения. Лишь 10%, по оценкам специалистов, не только читают, но изучают «Инструкцию по безопасности» [Training for Success. Interpersonal Skills. Cyprus Airways. Performa Intern. Ltd. 1994.]. В то же время анализ аварийных ситуаций показывает, что среди тех, кто сумел спастись и выжил в авиакатастрофе, большинство – это люди, которые перед взлетом услышали, увидели, осознали и запомнили жизненно важную информацию. Информированные люди менее подвержены панике, более управляемы и готовы следовать указаниям бортпроводников [Bor Robert. Passenger Behaviour. - London, UK, Ashgate, 2003, pp.17-31.]. В этой связи бортпроводникам важно помнить, что, если в условиях обычного рейса знание языка, на котором говорит пассажир, необходимы для эффективной коммуникации, то в аварийной ситуации невозможность понять друг друга может стоить человеку жизни.

Итак, первой и главной функцией труда бортпроводника ВС является обеспечение безопасности авиапассажиров на борту самолета. Это не только спасение жизни людей в случае аварии, но  и оказание им физической помощи (роды, приступ эпилепсии, сердечный приступ, умирающий на борту и пр.) и психологической  -  в стрессовых, экстраординарных ситуациях обычного полета.

«Психологическое содержание труда бортпроводника Воздушного судна гражданской авиации.»  
Филипьева Татьяна Васильевна
- Кандидат психологических наук, защита диссертации на кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Член Российского психологического общества с 1993 г., Автор книг и статей в области авиационной психологии и психологического консультирования. Автор уникального подхода в персональном психологическом консультировании. Награждена знаком «Отличник Аэрофлота» (2000г.)
Материал подготовлен: Ермолаевой А.

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика