Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Золушки гражданской авиации

Профессиональное здоровье и его значение в труде бортпроводника

Хорошее здоровье является одним из профессиональных требований, предъявляемых к бортпроводнику воздушного судна (ВС) гражданской авиации (ГА), и одновременно ПВК бортпроводника. В соответствии с Федеральными авиационными правилами (ФАП) при поступлении на работу кандидат на должность бортпроводника проходит медицинское освидетельствование, задачей которого является определение годности человека к летной работе по состоянию здоровья. Существуют обязательные ежегодные, полугодовые и ежеквартальные медицинские обследования (РПП 6.4.), в ходе которых определяется текущее состояние здоровья. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) учитывает ряд медицинских противопоказаний в труде бортпроводника, среди них: психические заболевания, неврозы, хронические соматические заболевания (болезни внутренних органов, эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной систем, опорно-двигательного аппарата), нарушения слуха, речи, ограничения по зрению, кожные заболевания. Бортпроводник вынужден постоянно и целенаправленно заниматься своим физическим и психическим здоровьем, чтобы быть профессионально пригодным. Многочасовые трансмеридиальные полеты, связанные с частой сменой часовых поясов и сбоем биоритмов, ведущих к нарушению ритма сна и бодрствования, работа в ночное время суток, задержки вылетов и прилетов, различные климатические условия, эмоциональное напряжение, сухой воздух в самолете, приводящий к обезвоживанию организма — это и многое другое может вынести физически, психически и психологически здоровый человек.

Возраст современных бортпроводников — от 18 до 55 лет и старше. Молодые борт-проводники — это, в большинстве своем, здоровые люди, которые легко и быстро проходят медицинскую комиссию в объеме 15 обследований (ФАП МО ГА, 2002). Состояние здоровья не вызывает у них тревоги. Однако с возрастом, по мере возникновения профессиональных заболеваний и накопления утомления, бортпроводники все больше тревожатся о том, чтобы успешно пройти ВЛЭК и вновь быть допущенными к летной работе. Беспокойство и тревожность заставляют бортпроводников скрывать заболевания и лечиться «на стороне», избегая лечащих врачей отраслевых поликлиник и больниц из-за опасения быть списанными с летной работы.

В «Руководстве по авиационной медицине» под редакцией Н.А. Разсолова, описаны объективные неблагоприятные факторы условий труда, которые отражаются на профессиональном здоровье и жизни бортпроводников: «Бортпроводники подвергаются неблагоприятным температурным воздействиям при нахождении вне воздушного судна во время обслуживания пассажиров при посадке в самолет, при получении грузов, бортового питания, что в холодное время года сопровождается переохлаждением организма. Основной состав бортпроводников — женщины, организм которых более чувствителен к подобным воздействиям» (ФСВТ, 1999, разд. «Гигиена труда бортпроводников»).

Эмпирические данные по гинекологическим заболеваниям приводятся в кандидатской диссертации «Состояние здоровья и оптимизация медицинской помощи бортпроводникам гражданской авиации» (Суханова Ю.С., 2007). Описывая причины заболеваний, автор отмечает негативное влияние следующих факторов: «.комплекс неблагоприятных производственно-профессиональных и эмоциональных факторов: перегрузки (ускорения) при взлете и посадке, колебания барометрического давления, гипоксия, переутомление, вибрация, неблагоприятные микроклиматические факторы, ионизирующее, тепловые и радиочастотные излучения, электрические и атмосферные поля, переакклиматизация при перелетах на большие расстояния, смена часовых поясов при трансмеридианных полетах». Ю.С. Суханова указывает, что «из всей группы бортпроводниц ГА хроническая соматическая патология выявлена в 66,9 случаях на 100 обследованных: болезни системы кровообращения — в 26,9 случаях, болезни органов пищеварения — в 16,3 случаях, заболевания органов дыхания — в 10,3 случаях, болезни мочеполовой системы — в 6,9 случаях. Распространенность гинекологических заболеваний у бортпроводниц повышается со стажем летной работы: до 5 лет — 49,7%, свыше 16 лет— 89,1%. Бесплодие встречается в среде бортпроводников значительно чаще, чем в общей популяции женщин репродуктивного возраста (Сорокина ТА., Кудинова А.О., 1991г.). В 73,9 случаях выявлена гинекологическая патология; в 65 случаях на 100 обследованных бортпроводниц ГА выявлены нарушения менструального цикла, причем в 13,6 случаях — стойкие нарушения. Наличие вредных факторов полета констатировала врач бортпроводников Г.Д. Каминская (1988): «Не исключено, что труд бортпроводников, связанный с вредными факторами полета (шум, вибрация, гипоксия и т. д.), а также влиянием некоторых химических вредных веществ, играет доминирующую роль в патологии дородового периода.» (Бортпроводники и их роль в обеспечении безопасности полетов, 1988). Вообще тема беременности женщин летных профессий выступает отдельной проблемой, и в каждой компании мира существуют свои правила в отношении беременности бортпроводников. Меры по охране здоровья экипажа ГА РФ предусматривают, что «с момента установления беременности авиационный персонал признается негодным к летной работе» и списывается «на землю» (РПП, гл. 6). Уместно привести данные научного междисциплинарного исследования ГосНИИ ГА РФ НИЦ по охране здоровья работающих женщин, изложенные в заключительном отчете «Исследование условий труда и разработка предложений по охране здоровья и социальным льготам бортпроводников гражданской авиации», утвержденном директором НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН РФ Н.Ф. Измеровым (1992): «...у бортпроводниц бесплодные браки встречаются почти в 5 раз чаще, чем в группе контроля.» — и более того: «полученные данные свидетельствуют о том, что условия труда бортпроводниц не только сопоставимы по негативному влиянию на репродуктивную функцию с другими особо вредными и тяжелыми работами, но даже приводят к еще худшим показателям». Далее там же: «мало найдется профессий, труд в которых характеризуется столь обширным перечнем вредных и опасных производственных факторов, охватывающих почти всю Классификацию таких факторов — ГОСТ 12.0.00374 (с Изменением от 1978 г.) и даже выходящих за ее рамки»; «Что касается степени выраженности вредных и опасных производственных факторов, то большинство из них, согласно «Гигиенической классификации труда» N 4137-86, относятся к III классу (вредные и опасные) 2—3 степени. Отягчающим моментом является комбинированное и сочетанное действие этих факторов, усугубляющее влияние на организм каждого из них в отдельности»; «.по совокупности вредных и опасных производственных факторов труд бортпроводниц далеко выходит за шкалу «Гигиенической классификации труда». ». В том же Отчете: «Заболеваемость с временной нетрудоспособностью бортпроводников, как женщин, так и мужчин, почти в 5 раз выше, чем у летного состава», и при этом показатели дисквалификации по состоянию здоровья «значительно превышают аналогичные у летного состава, а профессиональное долголетие — короче». Изучение авиамедицинских интернет-источников (Ю.В. Дунаев) показало, что ни в одной из стран ИКАО нет ничего равного по значимости информации, изложенной в указанном Отчете.

Говоря о временной нетрудоспособности бортпроводников, отметим, что по результатам наших исследований 70,2% опрошенных бортпроводников считают, что они «вынуждены брать больничный лист, чтобы отдохнуть от работы», и связано это не с заболеванием, а с утомлением и неудовлетворенностью режимом труда (Филипьева Т.В., 2006). Специфичность труда бортпроводника в полете состоит в том, что неустранимые факторы риска являются следствием вредных, опасных, напряженных, тяжелых условий производственной среды и непрерывности трудового процесса. Существует официальный Перечень из 87 неблагоприятных и вредных факторов, приводящих к преждевременному износу организма и утрате профессиональной трудоспособности работников летного труда (А.А. Кочур, А. Бортник). Перечень явился основанием для внесения летного состава и бортпроводников в Список №1 профессий с вредными условиями труда. О профессиональных заболеваниях шла речь на каждом Международном конгрессе профессиональных бортпроводников, где выдающиеся в этой области труда специалисты приводили эмпирические данные о том, например, что влияние радиации возрастающей интенсивности на высоте свыше 8 тысяч метров повышает опасность раковых заболеваний, что алкоголизм считается одним из профессиональных заболеваний (prof. A. Brigg, UK, 12th ICCA Congress, Athens, Greece, 1997). Эти данные подтверждаются результатами нашего опроса бортпроводников Аэрофлота (n=228): 75% опрошенных считают, что они употребляют алкоголь «для снятия напряжения и расслабления в командировках». Это проблема касается психосоциальных основ профессии.

Наиболее частыми заболеваниями у бортпроводников считаются: рак кожи (проявляется после 50 лет), заболевания сердечно-сосудистой системы, варикозная болезнь, гинекологические заболевания (Documents of the 9th IFAA World Congress. Dublin, Ireland, 1991). К неблагоприятным факторам следует отнести правовую и социальную незащищенность на борту самолета. В иностранных СМИ и интернете встречаются материалы о сексуальных домогательствах и угрозах в адрес бортпроводников от пассажиров, летчиков и коллег. Поражают данные о том, что «уровень самоубийств стюардесс в возрасте от 23 до 44 лет в три раза выше, чем среди женщин других профессий этого же возраста (Institute Superiore di Sanita, Italy, 2005).

Данные, приведенные выше, убедительно показывают значение фактора здоровья для профессионального долголетия и эффективности бортпроводников воздушного судна, ответственных за обеспечение безопасности авиапассажиров.

Автор: Т.В. Филипьева (Москва)
http://www.sudexp.org

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика