Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Статьи и публикации

К юбилею авиации Башкирии

Воздушные рабочие страны

9 февраля исполняется 95лет отечественной гражданской авиации - крупнейшей и важнейшей транспортной отрасли страны. Авиаторы выполняли самые разные задачи - развозили пассажиров, помогали аграриям бороться с вредителями посевов, доставляли почту, тушили пожары, помогали медикам, геологам и нефтяникам, патрулировали вместе с полицией транспортные магистрали. О работе авиаторов Башкортостана рассказывает ветеран гражданской авиации, заслуженный работник транспорта РБ Вячеслав Григорьевич Тарануха.

Истоки

Известно, что уфимцы впервые увидели самолет в 1911 году, когда летчик Павел Кузнецов совершил над городом показательный полет. В мае 1923 года в Уфе было создано отделение Общества добровольного воздушного флота, а в 1924-м во время комсомольских субботников в районе нынешнего Южного автовокзала молодежь расчистила посадочную площадку. Постановление о создании в республике самостоятельного отряда сельскохозяйственной авиации Совнарком БАССР принял 7 июля 1933 года. Тогда же был организован кольцевой маршрут, связавший Уфу, Магнитогорск, Белорецк, Бурзян, Баймак, Мелеуз… Полеты выполняли небольшие самолеты У-2, вскоре к ним присоединились воздушные суда ПО-2, Р-5, «Сталь-2».

Летчики принялись дружно решать поставленные задачи и возникающие проблемы. И тех, и других набиралось немало. Химобработка полей, доставка почты и оказание срочной медицинской помощи выполнялись в любую погоду. А на тех самолетах кабина летчика была открыта всем ветрам и морозам, поэтому авиаторам выдавали меховые маски для защиты лица, чтобы исключить обморожения.

В годы Великой Отечественной войны пилоты и авиатехники гражданской авиации были мобилизованы на защиту Родины. В декабре 1941 года весь личный состав во главе с командиром Н.Федорченко отправился на фронт. Среди них были летчик-истребитель И.Гуменный – трижды награжденный орденом Боевого Красного знамени, летчики-штурмовики Н.Коган, В.Срябин, А.Шалагин, пилот-фронтовик Н.Веселов, авиатехники И.Абузаров, А.Назаров. Т.Неупокоев, А.Лоханкин и многие другие специалисты Уфимского объединенного авиаотряда.

После Победы летчики и техники продолжили мирный труд в Уфимском объединенном авиаотряде.

Об этих людях и об истории гражданской авиации Башкирии имеется интересная информация в музее Башкирской авиакомпании. К сожалению, сегодня музей закрыт. Руководство а аэропорта «Уфа» открывает его при наличии заявки от желающих осмотреть его материалы и услышать лекцию экскурсовода.

В начале 50-х годовУфимский летный отряд спецприменения приступил к полетам на самолетах Як-12, «Супер-аэро», Ан-2, вертолетах Ми-1, Ка-15, Ка-18. Это было еще в старом аэропорту. В то время на воздушных судах не было средств объективного контроля работы систем самолетов и вертолетов, обеспечивающих безопасность полетов. Установить истинную причину авиакатострофы, повлекшую гибель людей было непросто. Комиссии по расследованию авиапроисшествий ограничивались заключением: «Ошибка пилота».

Без «черных ящиков»

В 1965 году произошла катастрофа уфимского вертолета Ка-18 в районе населенного пункта Шарлык Оренбургской области. Вертолет базировался в Оренбурге и обслуживал «Оренбургэнерго». Возвращаясь на базу после выполнения работ , со слов очевидца – пастуха, вертолет сначала бросал красные листовки, потом белые, а после, до столкновения с землей, резко усилился звук работы его двигателя».

Комиссией по расследованию этого происшествия руководил В.Горлов, в то время главный инженер технической службы Уфимского объединенного авиаотряда.


Члены комиссии, не имея средств объективного контроля («черных ящиков»), пришли к выводу, что вероятной причиной разрушения конструкции вертолета в полете стала ошибка пилота М. Ларинцева, выразившаяся в превышении максимально допустимой скорости горизонтального полета, что привело к флаттеру (вибрации) лопастей несущего винта, которые вначале стали рубить вертикальные шайбы красного цвета, затем стали разрушаться лопасти белого цвета. А пастуху показалось, что это листовки.

Версия о превышении максимально допустимой скорости горизонтального полета объясняется тем, что пилот не успевал произвести посадку в аэропорту базирования в светлое время суток, а после захода солнца полеты на вертолетах Ка-18 запрещены.

Чтобы избежать вибрации, конструктор установил на законцовках лопастей противофлаттерные грузы.

Члены комиссии, состыковав обломки лопастей, не обнаружили часть лопасти с этим грузом. Оказалось, что пастух по-хозяйски воткнул этот кусок в ограду своего огорода. Эксперты, осмотрев его, определили, что этот груз был разрушен.

В «Воздушном кодексе гражданской авиации России» в главе «Расследование авиапроисшествий» сказано: «Целью расследования является не поиск виновных, а установление причины…»

«Черные ящики» теперь позволяют установить истинную причину авиапроисшествий.

Рождение авиакомпании «Бал»

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» («БАЛ») была основана в 1991 году на базе Уфимского объединенного авиаотряда. Первым генеральным директором ее был В.Бурнаев. «БАЛ» работал на региональных и магистральных маршрутах и выполнял чартерные рейсы в Европу, Азию, Северную Африку, Иран, Пакистан. Кроме этого, выполнялись  пассажирские рейсы в классифицированные аэропрты с искусственным покрытием взлетно-посадочной полосы: Нефтекамск, Белорецк, Октябрьский, Сибай.

На самолетах Ан-2 и вертолетах Ми-8 перевозили пассажиров во все райцентры Башкортостана.

Залог успеха в работе гражданской авиации республики - слаженность действий коллектива, которой способствовала современная материальная база и постоянно повышающие свою квалификацию кадры. Делали они это в собственном учебно-тренировочном центре под руководством ветерана гражданской авиации Ю.Рахманова. В свое время он освоил полеты на самолетах По-2, Ан-2, Як-12, Як-40, Як-42, Ан-10, Ан-12, Ту-134, на вертолетах Ми-1, Ка-15, Ка-18, Ми-4.

За всю историю гражданской авиации Башкирии на регулярных пассажирских рейсах не было авиапроисшествий, связанных с гибелью людей по вине личного состава. Это достигнуто благодаря высокому профессиональному уровню подготовки личного состава и всех служб, обеспечивающих безопасность полетов.

…И вся спина мокрая

Например, был случай, когда посадку Ту-154 в аэропорту «Уфа» с пассажирами на борту из-за обледенения стекол летчики произвели вслепую - из кабины пилотов не было видно полосы приземления. Пилотировал самолет командир Н.Солохин. За проявленное мастерство и мужество его наградили почетной медалью Международной организации гражданской авиации ИКАО.

Еще один пример летного мастерства пилотов «БАЛа». На самолете Ту-154 при посадке в Уфе не выпустилась основная стойка шасси. Экипажу пришлось выработать топливо и удалось посадить самолет на одну «ногу». Никто не пострадал. За проявленное летное мастерство командир самолета А.Утяшев, (сын легендарного руководителя Уфимского объединенного авиаотряда Ф.Утяшева) и второй пилот В.Морозов награждены орденами Трудового Красного Знамени.

Многие пилоты самолетов и вертолетов Уфимского объединенного авиаотряда и авиакомпании «БАЛ»выходили победителями в самых сложных ситуаций, сохраняя жизнь людей и авиатехнику.

Конечно, за время существования гражданской авиации Башкирии происходили события, связанные с гибелью служебных пассажиров «заказчика», который выполнял авиахимработы, обслуживал нефтегазопроводы, выполнял полеты по защите лесов от пожаров, ликвидировал ледяные заторы, оказывал срочную медицинскую помощь, превозил грузы на внешней подвеске на вертолетах.

Перечислил бы всех…

Дописывая эту страницу истории гражданской авиации Башкирии хочу поименно назвать руководителей Уфимского объединенного авиаотряда и авиакомпании «БАЛ». Это заслуженный пилот СССР Ф.Утяшев, В.Горлов, В.Бурнаев, В.Едренкин, В.Шалашов.

Поименно назову башкирских пилотов-ветеранов - В.Антипова, В.Потякова, В.Денисенко Г.Пирогова, А.Тимохина, Г.Харлова, Р.Ахметшина, Н.Бикбулатова, П.Бойко, А.Чутчева, Преснова. Демидова, В.Кузнецова.

Обязательно упомню штурманов Б.Кутушева, Р.Тихановского, К.Игнатова, Ш.Хамитова, В.Военушкина, А.Кравчука.
Заметный след в авиации республики оставили бортинженеры А.Ведьгун, Ф.Максумов, Е.Штанников, И.Минубаев, З.Нигаметзянов, Ю.Иванов.

Не забуду и о бортпроводниках Аминовой, М.Лариной, И.Северьяновой, И.Овчинниковой, Захаровой.

Перечислю ветеранов-вертолетчиков. Это А.Курамшин, З.Зайлялов, Ю.Рахманов, А.Шкурат, С.Афиногентов, Ф.Кадиков, И.Пыльцов, А.Костин, М.Габдулин,А.Думеров, А.Панферов, Ф.Ибрагимов, А.Молчанов, Р.Ягафаров, М.Ахмадризямов, братья Хабировы.
Вертолетчики-бортмеханики: Андрияшин, Литвиненко, Асанов, Слепченко, Л.Скрябин, Р.Низамиев, Р.Утяшев.

Назову ветеранов инженерно-технической службы С.Ахраменко, Е.Карпов, С.Третьяков, Р.Гараев, В.Смоляков, В.Столяров, Е.Пылаев, О.Афанасьев, И.Абузаров, Р.Камаев, В.Лагутин, и многие другие, включая ветеранов в аэропортах местных воздушных авиалиний.

Честь им и хвала!

Подготовил Фларит ШАКИРОВ.

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика