Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Статьи и публикации

О дополнительных оплачиваемых отпусках

25.07.2018 г. в Министерстве Транспорта РФ прошло межведомственное совещание по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О перечне категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, минимальной продолжительности такого отпуска и условия его предоставления», подготовленного Министерством Труда России в целях реализации ст.118 Трудового Кодекса РФ.

На совещании присутствовали представители: Минтруда, в том числе ПФР, Минтранса, Росавиации, Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, ПАО «Аэрофлот»-Российские авиалинии, в том числе председатель первичной профсоюзной организации работников ПАО.  Представители ПАО «Авиакомпания Сибирь», ЗАО «Группа авиакомпаний S7» и ПЛС России.

Подготовленный проект утверждает не конкретизированный перечень работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы. Устанавливается минимальная продолжительность этого отпуска в количестве 7 дней.

Профессии (должности работников, которым устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы), будут определяться:
• для федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий - федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтруда;
• для государственных учреждений субъектов РФ, государственных унитарных предприятий субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ;
• для муниципальных учреждений и унитарных предприятий – локальным нормативным актом работодателя по согласованию с собственником имущества.

Для всех остальных, работающих у иных работодателей, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, перечень профессий (должностей) и продолжительность отпуска предлагается определять коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Первичные организации, управляемые работодателем всегда можно создать, что и происходит в некоторых авиакомпаниях. Легитимный работодатель в Гражданской авиации отсутствует и отраслевое соглашение в течении многих лет не заключается.

Правовое регулирование проекта Постановления позволяет за одну и ту же работу во вредных, опасных, напряженных условиях труда, имеющего особый характер, устанавливать или не устанавливать профессии (должности) и продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы. Одним это будет устанавливаться федеральными, региональными, муниципальными органами исполнительной власти, с другими – по желанию работодателя.

Цель этой затеи обходными и обманными путями сократить дополнительный отпуск, который на взгляд работодателей слишком большой. Больше, чем у иностранных пилотов. ПЛС России неоднократно направлял статистические данные по отдыху пилотов. У пилота с его большим отпуском в течение года получается всего 112 дней отдыха (выходные, праздничные и отпуск), а на работе в допустимых (не вредных или опасных условиях труда) работник отдыхает на 24 дня больше (136 дней). Анализ отдыха у иностранных пилотов показывает, что в зависимости от страны и авиакомпании, минимум за год отдых пилотов составляет от 131 до 224 дня.

Ссылки работодателей на современные самолеты не обоснованы. По выводам ученых с оснащением самолетов изощренной электроникой, возникает пропасть противоречий между техническим прогрессом и возможностями человека. Человек остался, как и был, одноканальным существом, а экипаж уменьшился с пяти до двух человек.

Проблема утомляемости чрезвычайно остро стоит в гражданской авиации. Утомляемость – наивысший уровень опасности в ряду человеческих факторов, так как решение утомленный пилот принимает с задержкой, ошибочно или вообще не принимает.

В настоящее время отпуск пилотов установлен Приказом МГА СССР от 13.03.1986 г. № 50 «О переиздании Правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях труда». Попытка работодателей отменить этот приказ через Верховный Суд не удалась.

Правомочность применяемого порядка подтвердил Верховный Суд своим решением от 13.03.1989 г. №АКПИ12-1305. Приказ №50 не противоречит федеральным законам и другим нормативным актам. Продолжительность дополнительного отпуска установлена в зависимости от годового налета часов на основе научных и медицинских исследований.

Труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации признан вредным, опасным, напряженным, тяжелым, имеющим особый характер. Утрата трудоспособности летным составом в результате воздействия выше перечисленных факторов из-за переутомляемости по причине недостаточности отдыха выступает профессиональным риском не только для здоровья, безопасности полетов, но и для безопасности страны и обусловлена факторами, лежащими в зоне социально-экономической ответственности государства.

В соответствии с требованиями ИКАО (Приложение 6 п.4.10.1) Государство эксплуатанта устанавливает правила в целях контроля утомляемости. Эти правила основываются на научных принципах и знаниях для гарантии того, чтобы члены летного и кабинного экипажей выполняли свои функции в состоянии надлежащего уровня активности. Соответственно, государство эксплуатанта устанавливает правила в отношении норм полетного времени, служебного полетного времени и времени отдыха.
Обеспечение жизни и здоровья экипажей и пассажиров – это прерогатива государства, а не эксплуатантов, с государственным контролем за их деятельностью. Работодателей интересует только изъятие прибыли.

Безопасность полетов является подсистемой в общей системе безопасности страны, следовательно, обеспечение безопасности полетов носит общегосударственный характер, что обуславливает необходимость решения и совершенствования способов социальной защиты членов экипажей воздушных судов гражданской авиации со стороны государства.

Дополнительный отпуск –это не подачка с барского стола. А реальная необходимость для реабилитации и восстановления психофизиологических ресурсов летного состава путем снятия аккумулятивной усталости (утомляемости)за продолжительный период работы и устанавливаться он должен на основе научно-медицинских исследованиях, а не по желанию работника и работодателя.

Принятие Постановления в предложенном виде, когда государство гарантирует только семь дней дополнительного отпуска, приведет к резкому сокращению фактически предоставленных гарантий, с негативными последствиями для экипажей, пассажиров и государства за безопасностью полетов.

Либерализация контроля за пожарной безопасностью в торговых центрах привела к гибели десятков детей в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». Президент России В.В. Путин в нескольких словах точно и ясно указал на причину гибели детей: «Вы с ума не сошли?» Эти слова относятся к тем, кто упростил контроль государства.

Проект предлагает тоже либерализацию установления дополнительных отпусков, только жертв может быть не десятка, а сотни после введения таких норм.

Безопасность полетов, здоровье и жизнь пассажиров, требования ИКАО и Трудового Кодекса РФ (ст. 329) не должны размениваться на незначительную экономию денег за счет необоснованного сокращения отпусков. Это преступно и недопустимо.

По мнению ПЛС России рассматриваемый проект Постановления должен содержать особую норму, предусматривающую, что для отдельных должностей (профессий) работников, перечень которых утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков за особый характер работы устанавливается и определяется нормативными правовыми актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти с учетом мнения общероссийских профсоюзов.

Более подробная информация с замечаниями и предложениями по проекту направлена в Министерство транспорта РФ и в Министерство труда и социального развития РФ.

Предлагаемый проект Постановления Правительства в данной редакции ПЛС России не поддерживает.


Вице-президент ПЛС России
Вечирко В.П.
30.08.2018 г.

 

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика