Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Статьи и публикации

Открытие экспозиции, посвященной работе летного отряда «УМПО», в школьном музее Школы №53.

  

   10 сентября 2015 года в школьном музее Школы №53 состоялась открытие экспозиции посвященной работе летного отряда «УМПО».
     На открытии музея присутствовали: представители завода «УМПО», администрация Калининского района, заслуженный деятель искусств БАССР, почетный моторостроитель Пайкин Л.Е., заместитель председателя   Уфимского городского совета Ветеранов, он же автор книги о выдающемся скульпторе, бывшем летчике отряда «УМПО», заслуженном художнике БАССР Панове А.И. Шафиков С.А., жители города Уфы,     

а так же представители средств массовой информации, в их числе съёмочная группа телеканала «Вся Уфа»,  сотрудники редакции газеты "Моторостроитель" (УМПО), репортер газеты «Уфимские Ведомости».
   Размещение экспозиции, повествующей об истории авиаотряда, именно в школе №53 не случайно. В числе экспонатов представлена копия решения Особого заседания Городского совета города Уфы от 6 января 1942 года, где говорится о временной передаче здания школы № 62 в деревне Максимовка заводу №26 (в последствии УМПО).  В этом документе речь шла именно о нынешней школе № 53 , которая в суровые годы войны разместила в своих стенах .отдел лётно-испытательной станции (ОЛИС). Таким образом, школа №53 оказала поддержку заводским авиаторам с первых же дней работы аэродрома в Максимовке.  Поэтому размещение авиационной музейной экспозиции, дополняющей уже существующий в школе музейный фонд, вполне  оправдано.
     В перечне представленных разделов авиационной экспозиции наиболее впечатляет подборка из более десятка моделей самолётов, ранее базировавшихся на аэродроме "Максимовка".
     Надо ли говорить о том, насколько большой интерес вызвали, особенно у школьников,  эти наглядные свидетельства  причастности своей школы и родного посёлка к славной истории отечественной авиации.
     Ещё в большей степени чувства причастности к "подвигам и славе"  способны вызвать у молодого поколения предметы связанные с повседневной деятельностью авиаторов, в их числе: шлемофон, планшет с авиационной навигационной картой, счётная линейка пилота, авиакомпас, винт от настоящего самолёта По-2.
     Дополнительный повод поговорить с учащимися о вкладе заводских авиаторов в Великую Победу дают, представленные в экспозиции экспонаты, связанные с самолётами Юнкерс-52, один из которых был получен перед началом войны для испытания выпускаемых двигателей. Носовой двигатель самолета бы снят и на место его устанавливался испытуемый двигатель, за которым, во время полета, наблюдали инженеры и бортмеханики-испытатели. Во время пленения армии Паулюса под Сталинградом, а так же захват большого количества техники, в том числе, самолетов Ю-52, которые, в дальнейшим, использовали в народном хозяйстве. 3 самолета Ю-52 летчик Алексей Чириков, который изображен на фоне самолета КА-5 перегнал на аэродром «Максимовка» и они использовались не только для перевозки транспортировки грузов выпускаемых заводом, но и обеспечивали транспортировку, необходимых заводу в процессе производства,   материалов, и  продуктов для заводских столовых. Такая интенсивная "служба нашему Отечеству" самолётов поверженного врага, без сомнения, способна вселить в сердца юных посетителей экспозиции, гордость за нашу победоносную  Красную армию и сформировать у молодёжи убеждение в весомости вклада в Победу наших земляков - представителей старшего поколения, служивших в годы войны на аэродроме. Материальными свидетельствами  такого использования трофейных Юнкерсов, являются, представленные в экспозиции, гофрированная обшивка фюзеляжа самолёта и канистра для воды из его комплектации. Есть ещё одна тема, связанна с использованием "в мирных целях", некогда грозившей нам, авиатехники врага. Одним из таких её применений "во благо мирного населения нашей страны", стало изготовление авиаторами-умельцами сапог из резины камер колёс шасси обеспечения жителей Максимовки, да и самой Уфы обувью, ставшей в военное и послевоенное время, большим дефицитом.
     По другому использовалась гофрированная обшивка фюзеляжа Юнкерса, фрагмент которой так же представлен в экспозиции. Как оказалось, сообразительные авиаторы приспособили такие фрагменты обшивки для очищения обуви от грязи, устанавливая такие "решётки" перед входом в помещения. Здесь есть повод по-рассуждать о символичности такого "непочтительного" использования этого достижения немецкой инженерной мысли". И в ходе экскурсии по музею, представителям  молодёжи можно сказать о том, что проявлением высшей справедливости  стал тот факт, что авантюрная, агрессивная политика фашистских главарей привела к тому, что захватнические планы оказывались проваленными и,  даже успешные, передовые технические решения в итоге оказывались пригодными лишь для грязеочистительных процедур народа, давшего заслуженный отпор агрессору.
     Столь же поучительным может стать разговор по поводу другого экспоната связанного с тем же Юнкерсом. Имеется в виду канистра для воды, входившая в комплектацию самолёта. Изготовив её, немецкие конструкторы реализовали несколько очевидных технических находок и достижений, в их числе: вытянутость объёма канистры по вертикали давала выигрыш сил и времени при её переноске, было достигнуто герметичное закрывание горловины путём прижима крышки, без необходимости её завинчивания, наличие в полости канистры воздухоотводной трубки уравнивало уровень давления воздуха в канистре с атмосферным и поэтому слив жидкости происходил равномерно без "бульканья",  увеличивало прочность изделия наличие рёбер жёсткости на боковинах и  облегчали переноску канистры целых три ручки. Недаром точная копия этой "канистры" стала воспроизводиться нашей промышленностью  уже после войны.
     Эти казалось бы, чисто технические обстоятельства позволяют поднять вопрос о приоритетной роли духовных, нравственных ценностей в сопоставлении с ценностями материальными и техническими. На этом примере можно показать, что технический прогресс и материальные ценности, присущие отдельной общности, не всегда сочетаются с высоким уровнем гуманизма той же общности. И что технические достижения талантливых инженеров могут, в определённый временной период, оказаться в руках   откровенных палачей и носителей человеконенавистнических взглядов .
     Надо сказать, что экспозиция по истории авиаотряда УМПО, при всей своей содержательности, далека от завершающего этапа своего комплектования. Пополнение экспонатами и документами происходит постоянно и непрерывно. Так, буквально за час  до открытия экспозиции, в музейные фонды поступили личные вещи, переданные членами семьи авиатора-ветерана Владимира Игнатьевича Деминкова, в числе которых: Орден Красной Звезды, летная книжка, фотографии.
     Экспозиция станет центром вокруг которого будет сконцентрирована  поисковая и просветительская деятельность ветеранов авиаотряда.  В планах работы этой  инициативной группы ветеранской организации дальнейшие усилия по изучению истории авиаотряда и её популяризация в печати и средствах массовой информации, а так же работа по возрождению на территории аэродрома различных видов обучения юных авиаторов, пилотажной практики   и развития различных авиационных видов спорта.

Молоканов Григорий
Мисирев Анатолий

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика