Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Статьи и публикации

Открытие музейной экспозиции при Максимовской школе № 53.

      История Башкирской авиации богата и многообразна.  Она вмещает в себя судьбы нескольких поколений Башкирских авиаторов а также судьбы авиационных предприятий,  которым они посвятили свои жизни.  Многие из них сегодня являются членами первичной профсоюзной организации Ветераны авиации Башкортостана, поэтому  мы расскажем об истории одного из таких предприятий летного отряда УМПО. В этот год нами отмечаются  два знаменательных юбилея. Это общее для жителей постсоветского пространства 70-летие Великой Победы и празднование 90-летия УМПО.

    Последний юбилей особенно близок в первую очередь жителям Уфы и бывшего Черниковска (теперь "Северной части города") . Созданное, как моторостроительное предприятие,  ещё 17 июля 1925 года в г. Рыбинске, и после эвакуации (в Уфу первый эшелон из Рыбинска прибыл 15 ноября 1941 года), в первый, самый суровый год войны, возродившееся в Уфе цехами завода № 26 (в последствии УМПО).

                                                           СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ АЭРОДРОМА, ЛИШЁННОГО БУДУЩЕГО?  

     Мы уже знаем, что наиболее подробным повествованием о славной  истории завода №26, в том числе, о годах его становления в грозные годы войны, стали издания книги( 1975 и 1985г.г.) "Наша с тобой биография" (авторы И.Сотников и М.Воловик.). Назрела необходимость, в дополнение этому, общему для всего завода исследованию, создать описание отдельных сторон жизни и деятельности заводского коллектива и осветить деятельность отдельных заводских подразделений . Одним из таких подразделений был авиаотряд  завода №26, а в последствии объединения (УМПО). В задачи авиаотряда входили такие функции, как испытание  и доводка в полёте, изготавливаемых на заводе, двигателей (опытная лётно-испытательная станция ОЛИС), так и выполнение транспортных задач с доставкой на завод, необходимых материалов и снабжения коллектива продуктами (авиатранспортный цех №27). Аэродром в деревне Максимовка был базой авиаотряда моторостроительного завода.В порядке общественной инициативы воссозданием истории авиаотряда занялась группа энтузиастов, бывших сотрудников авиаотряда, возглавляемая   лётным директором авиакомпании УМПО в 1997-2000 годы А.Г.Мисиревым.   Энтузиастам - исследователям удалось получить доступ к прежде засекреченным документам из военного прошлого завода и опубликовать ряд статей об организации, в военный период, быта  трудящихся завода и членов их семей. Другим результатом деятельности энтузиастов-поисковиков из числа ветеранов  авиаотряда таких как Г. Филоретов  и С.Владимиров  стала работа по созданию музейной экспозиции, раскрывающей страницы из прошлого аэродрома в Максимовке. Строго говоря, музей школы №53 в посёлке Максимовка уже давно сушествует и размещение именно в этом музее экспозиции по аэродрому не случайно, так как именно в здании этой школы(в то время школа имела номер 62) в годы войны разместились службы (ОЛИС и цеха №27).  Работа энтузиастов не осталась вне зоны внимания и нынешней администрации УМПО. Содействие руководства объединения усилиям самодеятельных исследователей выразилось в участии  и.о. заместителя управляющего директора - технического директора УМПО Симонова Сергея Анатольевича, организовавшего доступ к изучению архивов и выделившего средства на оплату оформительских работ в создаваемом музее.
       Открытие музейной экспозиции, дополняющей уже существующий при Максимовской школе № 53 музей поселения Максимовка, планируется в начале учебного года, но уже сейчас,  подготовленные к экспозиции, экспонаты  вполне впечатляют. Здесь уже, помимо планшета с фотографиями, отображающими все стороны жизни аэродрома за несколько прошедших десятилетий, представлены, например, модели самолётов, некогда базировавшихся на аэродроме. В центре экспозиции представлены личные вещи лётчика авиаотряда: шлемофон, перчатки-краги и портфель для полётной документации. Экспонаты передают дух каждодневного привычного труда в воздухе. Труда, при всей своей обыденности, не перестающего быть  деятельностью, связанной с повышенной долей риска, и ставящей эту работу совсем близко  к совершению каждодневного подвига. Впрочем, в работе пилотов тылового  авиаотряда, помимо риска испытательных и технически необеспеченных полётов, было место и вполне боевым подвигам. В их числе, например, полёт в 1942 году экипажа командира Т.П. Бернадского на заводском самолёте Ли-2 в осаждённый Ленинград с целью доставки на завод комплектующих для организации плавки металлов токами высокой частоты. При этом пересекалась линия фронта и самолёт обстреливался зенитной артиллерией противника. В другом случае в 1943 году под огнём побывал заводской самолёт Юнкерс-52, пилотируемый лётчиком И.Т.Чириковым, правда обстрел самолёта в районе города Ульяновска, имевший результатом повреждения и вынужденную посадку самолёта, проводился средствами собственных ПВО, с одной стороны по недосмотру подразделения ПВО, с другой стороны, по вине лётчика, проигнорировшего обязательность использования в полёте системы опознавания "Я свой". История аэродрома Максимовка , как и авиаотряда УМПО началась ещё в 1934 году, когда моторостроительный завод в г. Рыбинске стал эксплуатировать два учебных самолёта на аэродроме, получившего наименование цех №27, это наименование сохранилось и за аэродромом "Максимовка" уже в Уфе. Свой вклад в написание поистине героических  страниц авиаотряда УМПО внесли три лётчика - героя СССР, влившиеся в  коллектив уже после войны.  Славная история авиаотряда и аэродрома "Масимовка" завершилась их закрытием в 2000-м году. И решающее значение в таком решении принадлежит не только недопустимость соседства  с жилыми строениями, полётов современной, весьма скоростной и сверхшумной, авиации, оснащённой современными моторами, производимыми УМПО, но и, оказавшимися поспешными, шагами по конверсии и сокращению боевого оснащения Вооружённых сил бывшего СССР. В результате чего аэродром, стратегического значения с бетонной  ВВП длиной в 2000  и шириной в 40 метров, способный принимать все современные типы самолётов, даже не просто законсервирован, но и методично разрушается. Хотя очевидно для всех, его прежнее, невосполнимое, значение в качестве резервной полосы  для базирования авиации, на случай техногенных, природных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.  Вспомним в связи с этим, с какой предельной нагрузкой использовалась вертолётная площадка за Уфимским Госцирком в дни ж.д. катастрофы в Улу-Теляке, когда расположение её в застроенном жилом массиве не стало непреодолимым препятствием.

Мисирев А.Г.

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика