Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

История авиации Башкортостана в лицах

След в небе сродни борозде на земле …

Так  называлась  статья  в газете «Сплоченные небом»,  посвященная  55-летию трудовой деятельности, Валерия Дмитриевича  Шалашова, который входил в ведущее звено плеяды руководителей авиации республики. При ближайшем рассмотрении Его биографии можно выделить несколько основных черт характера.

Вот как они звучат в стихах Наталии Богатиковой:     

Он лицо нашей культуры
И пилот от Бога он;
Увлечение – физкультура,
«БАЛ»  - второй по жизни дом!
Интеллект его без грани,
С авиацией на «ты»
И приятно на собраньях
Узнавать его черты.
В «БАЛе» все ему знакомо,
Дорого на что ни глянь.

По системе Иванова
Закаляется как сталь!
Чтоб ненастьям не случится,
В жизни было хорошо
И за  Вас, небесный рыцарь,
Выпить с Вами не грешно.
Пообщаться с Вами рады
Вы звезда среди миров!
Экс глава всего отряда
Наш Валерий Шалашов 
Точнее и объемнее сказать трудно.  

          

Фуат Шарипович Утяшев

 

Приближается 82-я годощина авиапредприятия! А именно 7-го июля 1933 года вступило в силу постановление №707 Совета народных комиссаров БАССР об образовании Уфимского авиационного отряда, командиром  которого был назначен пилот Б.А. Ефименко. Далее были многократные изменения в названии предприятия, изменения в дислокации и статусе, и в конце концов, произошло разделение на три самостоятельных коллектива, но эти перипетии исследуют и опишут другие люди. Мне бы хотелось рассказать о человеке, с которым связывают добрые воспоминания ныне здравствующие пенсионеры и работники, продолжающие трудовую деятельность. Речь пойдет о легендарном командире Уфимского объединенного  авиаотряда: о Фуате Шариповиче Утяшеве. Так уж случилось, что сбылась мечта и 18 летний парнишка, из Башкирской деревни, попал   учиться в Тамбовскую авиационную школу пилотов. После окончания начал трудовую деятельность в Восточно-Сибирском управлении Гражданского воздушного флота. В трудные годы Великой Отечественной Войны он активно и самозабвенно осваивал летную технику, что было оценено командованием и его кандидатура предложена для включения в состав боевой группы по перегонке самолетов по Транссибирской трассе,  поступающих по «Ленглизу» из  Соедененных  Штатов Америки. О трудностях, которые поджидали перегонщиков на «трассе смерти», как ее называли люди связанные с организацией и перегонкой: летательных аппаратов, продуктов питания и запчастей.  Существовала строжайшая секретность и замалчивание всех условий сопровождающих перегонку воздушных судов. Ордена и медали  награжденные не могли одевать даже по торжественным случаям.

Мастера славных дел

В исторической   ленте авиакомпании «БАЛ»  особое      место занимает работник, названный «человеком профессии» в статье «Ровесник событий»  в газете «Воздушный мост»,  автор и редактор  В.Е. Текферд. «Так быстро летит время, что вот уже  и  старшему  диспетчеру  ПДСП  Валееву Мидхату Габдулловичу исполнилось  70 лет.  И вся его трудовая деятельность оказалась связанной с Уфимским аэропортом. 

Когда после окончания средней школы в городе Бугульме, где он жил со своими родителями, встал вопрос о том, куда пойти работать или учиться дальше, то у него сомнений не было. Для него во всем был примером старший брат, отец погиб на фронте, когда  Мидхат пошел только в первый класс.

Сегодня брат работает в аэропорту Адлера начальником  ОТК,  он для Мидхата  по-прежнему остается образцом в жизни.  Легко поступив в Троицкое авиационно-техническое училище, он с отличием его закончил и в числе  пятипроцентников  был направлен на учебу в Киевский институт Гражданской авиации. Там Валеев с головой окунулся в общественную работу, которая во многом предопределила и дальнейшую его судьбу. Он участвовал в самодеятельности,  был активным комсомольцем, избирался  членом комитета  ВЛКСМ  КИГА, состоял в студенческом научном обществе. 

О высоком - в судьбе человека, музыке, технологиях и небе

Все началось с того, что Гараев отправил письмо Главе Башкортостана. Впрочем, нет, прежде чем начать разговор о том, что Рустэм Хамитов, откликнувшись, заглянул в квартирку Радислава Мугаллимовича и в течение часа под чаек разговаривал с хозяином о классической музыке и вопросах культивирования таковой в сознание молодых (и не очень) людей, необходимо вспомнить об одном основополагающем, на мой взгляд, факте. Речь о том, что в далеком уже 1976 году в нашем городе был создан Уфимский клуб филофонистов, председателем которого и был заслуженный работник транспорта БАССР Радислав Гараев, пятьдесят лет своей жизни отдавший гражданской авиации.

Возник тот клуб, о котором, замечу, не раз писала "Вечерняя Уфа", в свое время анонсировавшая проводимые им лекции, беседы для желающих и другие события, по инициативе любителей музыки (классической, джазовой, популярной - и такие же секции действовали при этой "народной академии"), коллекционеров, истово собиравших заветные магнитофонные записи, виниловые диски, позднее CD и так далее... То есть сообщество, поддержанное отделом культуры Уфимского горсовета (он содействовал филофонистам в поисках помещения, которое и было предоставлено во Дворце культуры РТИ - ныне УЗЭМИК), создало свой устав, план работы, постоянно обновлявшийся. Скажу больше - в состав клуба входили девяносто пять человек, выдавались членские билеты, их обладатели платили взносы, что давало право на приобретение раритетных дисков. Уфимский клуб филофонистов (УКФ) был, безусловно, популярен, и вести о нем даже выплеснулись за границы нашей родины...

Юбилей Узикова

В преддверии очередной годовщины образования летного коллектива в Башкортостане, который образовался  7го  июля 1933 года. Есть возможность вспомнить о тех, кто вложил много сил, здоровья и творчества в претворение в жизнь решений и планов правительства республики, для того, чтобы маленькое звено в начале пути превратилось  в национальную компанию международного  статуса к концу тысячелетия.

Сегодня мы вспоминаем одного из выдающихся руководителей: Николая  Яковлевича Узикова. Не так давно ветераны авиации отметили  95 -  летний Юбилей участника войны,  поздравляли его с  юбилеем и 72 годовщиной со дня Победы.  Друзья и товарищи помнят Николая Яковлевича, как высококлассного пилота, грамотного инструктора,  вдумчивого воспитателя,  руководителя управленческого уровня, а в последствии, в должности  бессменного  начальника штаба Уфимского ОАО  у легендарного  Фуата Шариповича Утяшева.  Они длительное время   «рулили» объединенным отрядом вместе. И сумели так построить  свою работу, что достижения летного подразделения были известны не только в управлении, но и в министерстве  Г А.  

ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО


Ветерану Великой Отечественной войны и Гражданской авиации РФ
УЗИКОВУ НИКОЛАЮ ЯКОВЛЕВИЧУ

 

Уважаемый Николай Яковлевич!

Коллектив первичной профсоюзной организации ПЛС РФ «Ветераны авиации Башкортостана» с чувством глубокой признательности и уважения поздравляет Вас со знаменательным днем Вашего 95-летия! Выражаем Вам свою благодарность за Вашу верность авиации!

Вы прошли большой и трудный жизненный путь. В юности будучи сиротой уже вступили в самостоятельную жизнь. Обучаясь в школе, Вы работали на пристани, в артеле, на Онежском обводном канале. В 1939 году по комсомольской путевке поехали на строительство железнодорожной магистрали «Данилов-Архангельск». 

По призыву в армию Вы поступили в школу Военно-морских летчиков в г. Волхове Ленинградской области. 22 июня 1941 года Вы совершили первый полет на У-2. В этот день началась война. По окончанию учебы были оставлены пилотом-инструктором школы до конца войны. Пытались  уйти  на  фронт, но надо  было готовить боевых летчиков для фронта. 

Вам  приходилось летать в Егорьевске,  Воронеже,  Пензе, Самаре. В 1947 году Вы уволились с военной службы. Окончив Ульяновскую   школу Высшей летной подготовки, работали в Приволжском управлении Гражданской авиации. Были пилотом-инструктором, заместителем командира эскадрильи в Егорьевском училище пилотов Гражданской авиации. В  Приволжском управлении Гражданской авиации в  г. Куйбышеве  в 13-м УТО   работали пилотом-инструктором.  В 1958   году Вы прибыли в Уфимский  объединенный  авиаотряд   на  должность  заместителя командира   172-го   летного  отряда,   летали   на  самолетах АН-2,  ЛИ-2. 

В 1966 году с большим сожалением Вы прекратили полеты по состоянию здоровья. Ваша мечта полетать на реактивных самолетах не осуществилась. Работая на должности начальника штаба Уфимского авиаотряда с 1966 по 1990-е годы, Вы проявили огромный талант руководителя — начальника штаба. За Вашу деятельность Вы неоднократно отмечались правительственными наградами СССР, РФ и Республики Башкортостан. 

В нашей памяти Вы оставили неизгладимый след как учитель, инструктор, организатор летной деятельности. Вы - прекрасный семьянин и Ваши два сына пошли по Вашему пути.

Вы сыграли большую роль в  развитии авиации Башкортостана! Как хочется, чтобы мы вместе с Вами встретили Ваш 100-летний юбилей!

Примите наши поздравления,
Частицу нашего тепла!
Желаем крепкого здоровья,
Уюта, счастья и добра!


Автор:        Валерий Дмитриевич Шалашов
Редактор:   Римма Гарифуллина

Домрачев Сергей Афанасьевич

Трудился в Уфимском авиапредприятии Сергей Афанасьевич Домрачев. Когда в 1963 году рекордсмен мира по ночным прыжкам с парашютом перешел из Уфимского аэроклуба на работу в 172 летный отряд и начал летать вторым пилотом на Ан-2, он уже имел огромный налет на самолетах Як-18, Як-12 и том же Ан-2. Но требования в Аэрофлоте были иными чем в ДОСААФ. Поэтому можно сказать, что его летная карьера не остановилась. Через короткое время уже КВС Ан-2, пилот-инструктор, замкомандира авиаэскадрильи. Затем командир Ан-24, вновь пилот-инструктор и привычное дело - ввод в строи молодых пилотов. С 1975 года начал летать на Ту-134, а спустя пять лет освоил и Ту-154. Летая с ним много лет в одном экипаже могу сказать, что ему всегда поручали очень ответственные полеты. Например, перегонку Ту-154 N 85347 с выпущенным шасси на АРЗ в аэропорт Внуково, за что был награжден Почетной грамотой МГА. Ему был доверен облет новой, второй взлетной полосы в уфимском аэропорту. В числе первых пилотов он выполнил заход и посадку в Домодедово при минимуме II категории 30 х 400м-ОВИ.
Все, кому довелось летать с Сергеем Афанасьевичем в одном экипаже, в один голос заверяют, что это был самый надежный  командир.   Пилот  1   класса, «Отличник Аэрофлота», имел около 20 тысяч часов безаварийного налета,  никогда  не имел летных происшествий. Сегодня Домрачев продолжает трудиться в службе авиационной безопасности Международного аэропорта Уфа. И также как его   товарищи, бывшие пилоты В. Шалашов, А. Чутчев, Г.Пирогов по-прежнему отдает молодым свои знания, свой жизненный опыт, работает на благо родного предприятия.

В.Ф.Холодов

Захарова Светлана Алексеевна

     

11 сентября отметила свой юбилей ветеран авиакомпании "Башкирские авиалинии" - ветеран авиации Башкортостана Светлана Алексеевна Захарова. Светлана, закончив педагогическое училище и музыкальную школу, до авиации проработала воспитателем в детском саду и пионервожатой. Но, обладая большим потенциалом коммуникабельности, ей хотелось чего-то необычного и романтичного. Мечтала о летной работе. Устроилась на работу в службу организации пассажирских перевозок аэропорта Уфа. Чтобы превратить свою мечту в реальность, бескомпромиссно  выполняла свои   профессиональные обязанности и общественные поручения - стала комсоргом второй смены СОПП. В службу бортпроводников перевелась,  отработав несколько лет на земле. После прохождения учебы в УТО-13 в г.Куйбышеве и присвоения 3 класса бортпроводника ГА начала свою  летную деятельность. Освоила все типы самолетов , эксплуатируемых в Уфимском ОАО.  Постоянно совершенствовалась профессионально. В 1991 г - присвоен второй класс бортпроводника ГА.

   

Юбилей уважаемого человека

Домрачева С.А. b рядом с ним находится Захаров В.И., профессор из Академии С-ПетербургаСпросите у столетнего старца, что Вы чувствовали, когда Вам было 70 лет. Он отве­тит: «Я себя чувствовал мужчиной полных сил, желаний и мечтаний». Конечно, это не те мечты какую бы выбрать профессию и не мечты о предстоящей свадьбе, а по своему те порывы и чаяние от которых утром встаешь и радуешься солнцу, новому дню. Днем весь в трудах и заботах о близких, о внуках, вечером в кругу семьи и за чашкой чая от­вечаешь на вопрос подрастающего поколения: «Дедушка, а кем ты был, когда меня еще не было?» Сергей Афанасьевич Домрачев ненадолго задумался. А ответили за него его соратники, его коллеги и члены экипажей, с которыми он трудился долгие годы. Сергей Афанасьевич был одним из столпов плеяды больших мастеров, учителей, от­давших себя полностью любимому делу - профессии пилота. Он стоит в одном ряду с Чутчевым А.Н., Шалашовым В.Д., Пироговым Г.Н., Харловым Г.С., ныне покойными Юсуповым Ш.И., Денисенко В.А. и многими, многими другими, которые ковали былую славу Уфимского ОАО, «БАЛ» в последствие. К сожалению, с уходом их, дела в авиа­компании пошли по нисходящей, а сейчас мы пришли... Ладно, не будем о том к чему пришли, а вспомним о том, что было. А было такое, пришел в отряд из аэроклуба уже оперившийся, сложившийся пилот Ан-2,  за плечами которого уже освоены все типы спортивных летательных аппаратов, более 500 прыжков с парашютом. А здесь. Полетав на Ан-2, переучился на турбореактивный Ан-24 и вскоре в числе первых освоил Ту-134, а затем были самолеты Ту-154А, Б, М. На всех типах был пилотом-инструктором, а ча­ще с приставкой «ведущий».

 

Лебедев Владимир Николаевич

 

Родился 26.06.1921 года в селе Новоалексеевка Миякинского р-на Уфимской губернии.
В РККА с 1940 года.

Окончил Ташкентскую школу радистов.
В действующей Армии с 20.04.1943 года. Воевал на Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах до мая 1945 года. Был штурманом на самолёте По-2, затем в дальней авиации на Ли-2, совершил 232 боевых вылета.

К 01.10.1943 произвёл 41 боевой вылет днём по установлению связи с соединениями 8-й Гвардейской армии, 15 вылетов ночью на разбрасывание листовок.
За образцовое выполнение боевых заданий, штурман звена 586 Отдельной армейской авиационной эскадрильи связи (при 8-й гвардейской армии) мл. лейтенант Лебедев В.Н. награждён орденом Красной Звезды (пр. 17 ВА №045 от 25.10.1943 г).

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика