Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

История авиации Башкортостана в лицах

След в небе сродни борозде на земле …

Так  называлась  статья  в газете «Сплоченные небом»,  посвященная  55-летию трудовой деятельности, Валерия Дмитриевича  Шалашова, который входил в ведущее звено плеяды руководителей авиации республики. При ближайшем рассмотрении Его биографии можно выделить несколько основных черт характера.

Вот как они звучат в стихах Наталии Богатиковой:     

Он лицо нашей культуры
И пилот от Бога он;
Увлечение – физкультура,
«БАЛ»  - второй по жизни дом!
Интеллект его без грани,
С авиацией на «ты»
И приятно на собраньях
Узнавать его черты.
В «БАЛе» все ему знакомо,
Дорого на что ни глянь.

По системе Иванова
Закаляется как сталь!
Чтоб ненастьям не случится,
В жизни было хорошо
И за  Вас, небесный рыцарь,
Выпить с Вами не грешно.
Пообщаться с Вами рады
Вы звезда среди миров!
Экс глава всего отряда
Наш Валерий Шалашов 
Точнее и объемнее сказать трудно.  

          

Мастера славных дел

В исторической   ленте авиакомпании «БАЛ»  особое      место занимает работник, названный «человеком профессии» в статье «Ровесник событий»  в газете «Воздушный мост»,  автор и редактор  В.Е. Текферд. «Так быстро летит время, что вот уже  и  старшему  диспетчеру  ПДСП  Валееву Мидхату Габдулловичу исполнилось  70 лет.  И вся его трудовая деятельность оказалась связанной с Уфимским аэропортом. 

Когда после окончания средней школы в городе Бугульме, где он жил со своими родителями, встал вопрос о том, куда пойти работать или учиться дальше, то у него сомнений не было. Для него во всем был примером старший брат, отец погиб на фронте, когда  Мидхат пошел только в первый класс.

Сегодня брат работает в аэропорту Адлера начальником  ОТК,  он для Мидхата  по-прежнему остается образцом в жизни.  Легко поступив в Троицкое авиационно-техническое училище, он с отличием его закончил и в числе  пятипроцентников  был направлен на учебу в Киевский институт Гражданской авиации. Там Валеев с головой окунулся в общественную работу, которая во многом предопределила и дальнейшую его судьбу. Он участвовал в самодеятельности,  был активным комсомольцем, избирался  членом комитета  ВЛКСМ  КИГА, состоял в студенческом научном обществе. 

Юбилей Узикова

В преддверии очередной годовщины образования летного коллектива в Башкортостане, который образовался  7го  июля 1933 года. Есть возможность вспомнить о тех, кто вложил много сил, здоровья и творчества в претворение в жизнь решений и планов правительства республики, для того, чтобы маленькое звено в начале пути превратилось  в национальную компанию международного  статуса к концу тысячелетия.

Сегодня мы вспоминаем одного из выдающихся руководителей: Николая  Яковлевича Узикова. Не так давно ветераны авиации отметили  95 -  летний Юбилей участника войны,  поздравляли его с  юбилеем и 72 годовщиной со дня Победы.  Друзья и товарищи помнят Николая Яковлевича, как высококлассного пилота, грамотного инструктора,  вдумчивого воспитателя,  руководителя управленческого уровня, а в последствии, в должности  бессменного  начальника штаба Уфимского ОАО  у легендарного  Фуата Шариповича Утяшева.  Они длительное время   «рулили» объединенным отрядом вместе. И сумели так построить  свою работу, что достижения летного подразделения были известны не только в управлении, но и в министерстве  Г А.  

ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО


Ветерану Великой Отечественной войны и Гражданской авиации РФ
УЗИКОВУ НИКОЛАЮ ЯКОВЛЕВИЧУ

 

Уважаемый Николай Яковлевич!

Коллектив первичной профсоюзной организации ПЛС РФ «Ветераны авиации Башкортостана» с чувством глубокой признательности и уважения поздравляет Вас со знаменательным днем Вашего 95-летия! Выражаем Вам свою благодарность за Вашу верность авиации!

Вы прошли большой и трудный жизненный путь. В юности будучи сиротой уже вступили в самостоятельную жизнь. Обучаясь в школе, Вы работали на пристани, в артеле, на Онежском обводном канале. В 1939 году по комсомольской путевке поехали на строительство железнодорожной магистрали «Данилов-Архангельск». 

По призыву в армию Вы поступили в школу Военно-морских летчиков в г. Волхове Ленинградской области. 22 июня 1941 года Вы совершили первый полет на У-2. В этот день началась война. По окончанию учебы были оставлены пилотом-инструктором школы до конца войны. Пытались  уйти  на  фронт, но надо  было готовить боевых летчиков для фронта. 

Вам  приходилось летать в Егорьевске,  Воронеже,  Пензе, Самаре. В 1947 году Вы уволились с военной службы. Окончив Ульяновскую   школу Высшей летной подготовки, работали в Приволжском управлении Гражданской авиации. Были пилотом-инструктором, заместителем командира эскадрильи в Егорьевском училище пилотов Гражданской авиации. В  Приволжском управлении Гражданской авиации в  г. Куйбышеве  в 13-м УТО   работали пилотом-инструктором.  В 1958   году Вы прибыли в Уфимский  объединенный  авиаотряд   на  должность  заместителя командира   172-го   летного  отряда,   летали   на  самолетах АН-2,  ЛИ-2. 

В 1966 году с большим сожалением Вы прекратили полеты по состоянию здоровья. Ваша мечта полетать на реактивных самолетах не осуществилась. Работая на должности начальника штаба Уфимского авиаотряда с 1966 по 1990-е годы, Вы проявили огромный талант руководителя — начальника штаба. За Вашу деятельность Вы неоднократно отмечались правительственными наградами СССР, РФ и Республики Башкортостан. 

В нашей памяти Вы оставили неизгладимый след как учитель, инструктор, организатор летной деятельности. Вы - прекрасный семьянин и Ваши два сына пошли по Вашему пути.

Вы сыграли большую роль в  развитии авиации Башкортостана! Как хочется, чтобы мы вместе с Вами встретили Ваш 100-летний юбилей!

Примите наши поздравления,
Частицу нашего тепла!
Желаем крепкого здоровья,
Уюта, счастья и добра!


Автор:        Валерий Дмитриевич Шалашов
Редактор:   Римма Гарифуллина

Захарова Светлана Алексеевна

     

11 сентября отметила свой юбилей ветеран авиакомпании "Башкирские авиалинии" - ветеран авиации Башкортостана Светлана Алексеевна Захарова. Светлана, закончив педагогическое училище и музыкальную школу, до авиации проработала воспитателем в детском саду и пионервожатой. Но, обладая большим потенциалом коммуникабельности, ей хотелось чего-то необычного и романтичного. Мечтала о летной работе. Устроилась на работу в службу организации пассажирских перевозок аэропорта Уфа. Чтобы превратить свою мечту в реальность, бескомпромиссно  выполняла свои   профессиональные обязанности и общественные поручения - стала комсоргом второй смены СОПП. В службу бортпроводников перевелась,  отработав несколько лет на земле. После прохождения учебы в УТО-13 в г.Куйбышеве и присвоения 3 класса бортпроводника ГА начала свою  летную деятельность. Освоила все типы самолетов , эксплуатируемых в Уфимском ОАО.  Постоянно совершенствовалась профессионально. В 1991 г - присвоен второй класс бортпроводника ГА.

   

Юбилей уважаемого человека

Домрачева С.А. b рядом с ним находится Захаров В.И., профессор из Академии С-ПетербургаСпросите у столетнего старца, что Вы чувствовали, когда Вам было 70 лет. Он отве­тит: «Я себя чувствовал мужчиной полных сил, желаний и мечтаний». Конечно, это не те мечты какую бы выбрать профессию и не мечты о предстоящей свадьбе, а по своему те порывы и чаяние от которых утром встаешь и радуешься солнцу, новому дню. Днем весь в трудах и заботах о близких, о внуках, вечером в кругу семьи и за чашкой чая от­вечаешь на вопрос подрастающего поколения: «Дедушка, а кем ты был, когда меня еще не было?» Сергей Афанасьевич Домрачев ненадолго задумался. А ответили за него его соратники, его коллеги и члены экипажей, с которыми он трудился долгие годы. Сергей Афанасьевич был одним из столпов плеяды больших мастеров, учителей, от­давших себя полностью любимому делу - профессии пилота. Он стоит в одном ряду с Чутчевым А.Н., Шалашовым В.Д., Пироговым Г.Н., Харловым Г.С., ныне покойными Юсуповым Ш.И., Денисенко В.А. и многими, многими другими, которые ковали былую славу Уфимского ОАО, «БАЛ» в последствие. К сожалению, с уходом их, дела в авиа­компании пошли по нисходящей, а сейчас мы пришли... Ладно, не будем о том к чему пришли, а вспомним о том, что было. А было такое, пришел в отряд из аэроклуба уже оперившийся, сложившийся пилот Ан-2,  за плечами которого уже освоены все типы спортивных летательных аппаратов, более 500 прыжков с парашютом. А здесь. Полетав на Ан-2, переучился на турбореактивный Ан-24 и вскоре в числе первых освоил Ту-134, а затем были самолеты Ту-154А, Б, М. На всех типах был пилотом-инструктором, а ча­ще с приставкой «ведущий».

 

Весна красна цветами, а Человек - делами.

 

          Описать жизнь хорошего человека нелегко, но интересно, поэтому я согласился прожить с ним его нелегкий, типичный и в то же время своеобразный, жизненный путь поколения детей войны…Речь пойдет о Радиславе Мугаллимовиче Гараеве. Он долго шел к своему- 80 летнему Юбилею и все это изложил в мемуарах на 39 страницах! Я же хочу рассказать короче, воспользовавшись его доброжелательностью.
           С юношеских дней его занимали три увлечения; - радиотехника, авиация и музыка. К счастью, смог сохранить увлеченность и пронести через всю свою жизнь. Сожалеет, что не суждено было сесть за штурвал, но это с лихвой компенсировалось доскональным знанием всей радиоэлектронной начинки, что помогало выполнению безопасных полетов экипажами. В бытность существования авиакомпании БАЛ, в периоды освоения новых типов самолетов, среди четырех с половиной тысяч работников, его знали все. Знали как безотказного специалиста высшей категории, как «ходячей энциклопедией» в любой части человеческого познания, как полиглота владеющего несколькими языками и, наконец, как меломана всесоюзного значения…эти качества характеризируют нашего героя на протяжении всего периода работы и жизни.
          А трудился он в Уфимском Объединенном авиаотряде со времени личного приглашения легендарного командира Фуата Шариповича Утяшева с 1967года и до окончательного «разбомбления» отряда в 2007 году. Но вернемся к истокам жизни…

Игумнов Геннадий Иванович

    

     

   Свою авиационную трудовую деятельность Геннадий Иванович начал после окончания Рижского авиационного училища спецслужб ГА в аэропорту «Курумоч» г. Куйбышева (Самара) в магистральном телеграфном узле инженером.
     Работал в аэропорту и каждый день видел как взмывают в небо серебристые лайнеры и мечтал о небе, о полетах.
     В 1973г Геннадий Иванович поступает в ордена Ленина Академию Гражданской авиации в г. Ленинграде (Петербург) на очное отделение.   

Солохин Николай Николаевич – командир самолета Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии»

    В небесах мы летали одних

  

Эти знакомые до боли слова снова и снова возвращают меня к давно ушедшим дням некогда очень крепкого авиапредприятия уфимского объединенного авиаотряда. Это было хорошее время…

Вспоминается 22 апреля 2012 года, когда отмечали 35-летие эксплуатации самолета Ту-154, который в то время был основным транспортным средством перемещения по воздуху в огромном государстве. Мы с большой благодарностью вспоминаем организаторов и участников этой встречи, ветеранов: летчиков, бортпроводников, диспетчеров, работников наземных служб и отдела перевозок. Инициатива по организации данной встречи принадлежала А.И. Кравчуку, Ю.Ю. Евстратову, Р.Уразгильдиеву, совету ветеранов аэропорта, возглавляемого Ф.З. Ахуновым, и многим другим неравнодушным людям.    Аллея березок со временем поднимется и в памяти останется как символ неразрывности поколений, работы всех на единый конечный результат. Пройдет время и в тени этих деревьев будет строить планы другое поколение и другие достижения будут на слуху.
     А мне на память приходит неординарный случай, связанный с эксплуатацией самолета Ту-154 и работой одного из лучших командиров этого лайнера Н.Н. Солохина и возглавляемого им экипажа.  

 

Мисирев Николай Григорьевич

 

     

   Мисирев Николай Григорьевич – его знают и уважают многие пилоты старшего поколения и более позднего те, которые сейчас стали на крыло и пытаются бороться со сложностями трудоустройства и выживания в условиях, в которых оказались авиакомпании.
     А было время… Теперь уже далекое, конец 70-х годов. Уфимский авиаотряд разослал во все регионы, а тогда авиаотряды, радиограммы с приглашением в наш коллектив пилотов, штурманов, бортинженеров. Летный состав, прибывающий в отряд, получил гарантии по трудоустройству, быстрое продвижение по служебной лестнице, получение кооперативной квартиры сразу же после переезда и начала работы. 
  Это было хорошим стимулом и действенным рычагом, чтобы к нам ехали или возвращались лучшие из лучших. Среди вернувшихся был и Николай Григорьевич. Он ранее работал на севере, освоил Ан-2 и  Ан-24.   Летал на стойбища оленеводов, помогал геологам в освоении несметных богатств далекого Заполярья, выполнял срочные рейсы по сан. заданиям и заказам Билибинских атомщиков, но последнее время всегда мечтал перебраться на большую землю. Теперь он уже отец семейства из 4-х человек. Дети подрастают, необходимо выбрать такое место жительства, чтобы и работать вдоволь и забот о школе, институте отпали бы. Все это было в Уфе!
   Характеристики с прежнего места работы хорошие, значит, перспектива есть. После прибытия в Уфу он быстро получил необходимые провозки по трассам и полеты, полеты, полеты. Саннорма в то время на Ан-24 была 70 часов, а летали, как правило, 75 часов 55 минут – это было нормой. Командир самолета был отменный, грамотный, дисциплинированный, старательный, честолюбивый и самое главное надежный. На таких держится наш авиаотряд и весь аэрофлот в целом. Когда стали получать Ту-154, вопрос о том, кого послать на переучивание не возникал, потому, что каждый был достоин, но послали лучших, и Николая Григорьевича в том числе.

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика