Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

История авиации Башкортостана в лицах

Весна красна цветами, а Человек - делами.

 

          Описать жизнь хорошего человека нелегко, но интересно, поэтому я согласился прожить с ним его нелегкий, типичный и в то же время своеобразный, жизненный путь поколения детей войны…Речь пойдет о Радиславе Мугаллимовиче Гараеве. Он долго шел к своему- 80 летнему Юбилею и все это изложил в мемуарах на 39 страницах! Я же хочу рассказать короче, воспользовавшись его доброжелательностью.
           С юношеских дней его занимали три увлечения; - радиотехника, авиация и музыка. К счастью, смог сохранить увлеченность и пронести через всю свою жизнь. Сожалеет, что не суждено было сесть за штурвал, но это с лихвой компенсировалось доскональным знанием всей радиоэлектронной начинки, что помогало выполнению безопасных полетов экипажами. В бытность существования авиакомпании БАЛ, в периоды освоения новых типов самолетов, среди четырех с половиной тысяч работников, его знали все. Знали как безотказного специалиста высшей категории, как «ходячей энциклопедией» в любой части человеческого познания, как полиглота владеющего несколькими языками и, наконец, как меломана всесоюзного значения…эти качества характеризируют нашего героя на протяжении всего периода работы и жизни.
          А трудился он в Уфимском Объединенном авиаотряде со времени личного приглашения легендарного командира Фуата Шариповича Утяшева с 1967года и до окончательного «разбомбления» отряда в 2007 году. Но вернемся к истокам жизни…

Три года из семидесяти он прожил в небе

 

       Тот злополучный полет он помнил до мельчайших подробностей. Хотя с тех пор прошли десятки лет. В мозгу засел даже номер самолета — 85018. Было воскресенье. Летели из Куйбышева в Новосибирск. Экипаж, за исключением штурмана Наиля Валеева, составляли горьковчане. При подлете к Барабинску — это 269 километров до конечного пункта, в кабине вспыхнул пожар. Второй пилот ошибочно включил подачу чистого кислорода в кабину. Сигарета, которую он только что потушил, вспыхнула как спичка. Наиль Гареевич схватился за шланг, а форма тогда у летчиков была модная, рубашка нейлоновая, огонь махом перекинулся на ее рукав. На ТУ-154 старой модификации нельзя было автоматически перекрыть кислород, требовалось закрыть вентиль. Борт-инженер,  для которого этот вылет был первым самостоятельным в жизни, растерялся. К вентилю он кинулся только после крика штурмана. В общем, пожар потушили. Самолет посадили.

Экипаж Виталия Морозкова 1971г

    


На снимке: (слева направо) бортмеханик В.М.Кулешов,
второй пилотН.П.Зиброва и командир экипажа В.В.Морозков.
Фото В.Васинского
Фотография не высокого качества
потому, что  отсканирована
с  газеты "Советская Башкирия".

     

1100 проведенных вместе воздушных часовсцементировали эуипаж самолета Ан-24, которым командует коммунист Виталий Викторович Морозков. Вторым пилотом летает также коммунист Надежда Петорвна Зиброва и бортмехаником  Вячеслав Михайлович Кулешов. Дружный маленький коллекив, работая в сокращенном составе, завоевал право именоваться экипажем коммунистического труда. 

В Сибай и Белорецк, В Москву и Новосибирск, в Казань и Сухуми доставляет пассажиров точно в срок Ан-24 Виталия Морозкова.

    

Газета "Советская Башкирия"
18 августа 1971г

Игумнов Геннадий Иванович

    

     

   Свою авиационную трудовую деятельность Геннадий Иванович начал после окончания Рижского авиационного училища спецслужб ГА в аэропорту «Курумоч» г. Куйбышева (Самара) в магистральном телеграфном узле инженером.
     Работал в аэропорту и каждый день видел как взмывают в небо серебристые лайнеры и мечтал о небе, о полетах.
     В 1973г Геннадий Иванович поступает в ордена Ленина Академию Гражданской авиации в г. Ленинграде (Петербург) на очное отделение.   

Солохин Николай Николаевич – командир самолета Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии»

    В небесах мы летали одних

  

Эти знакомые до боли слова снова и снова возвращают меня к давно ушедшим дням некогда очень крепкого авиапредприятия уфимского объединенного авиаотряда. Это было хорошее время…

Вспоминается 22 апреля 2012 года, когда отмечали 35-летие эксплуатации самолета Ту-154, который в то время был основным транспортным средством перемещения по воздуху в огромном государстве. Мы с большой благодарностью вспоминаем организаторов и участников этой встречи, ветеранов: летчиков, бортпроводников, диспетчеров, работников наземных служб и отдела перевозок. Инициатива по организации данной встречи принадлежала А.И. Кравчуку, Ю.Ю. Евстратову, Р.Уразгильдиеву, совету ветеранов аэропорта, возглавляемого Ф.З. Ахуновым, и многим другим неравнодушным людям.    Аллея березок со временем поднимется и в памяти останется как символ неразрывности поколений, работы всех на единый конечный результат. Пройдет время и в тени этих деревьев будет строить планы другое поколение и другие достижения будут на слуху.
     А мне на память приходит неординарный случай, связанный с эксплуатацией самолета Ту-154 и работой одного из лучших командиров этого лайнера Н.Н. Солохина и возглавляемого им экипажа.  

 

Мисирев Николай Григорьевич

 

     

   Мисирев Николай Григорьевич – его знают и уважают многие пилоты старшего поколения и более позднего те, которые сейчас стали на крыло и пытаются бороться со сложностями трудоустройства и выживания в условиях, в которых оказались авиакомпании.
     А было время… Теперь уже далекое, конец 70-х годов. Уфимский авиаотряд разослал во все регионы, а тогда авиаотряды, радиограммы с приглашением в наш коллектив пилотов, штурманов, бортинженеров. Летный состав, прибывающий в отряд, получил гарантии по трудоустройству, быстрое продвижение по служебной лестнице, получение кооперативной квартиры сразу же после переезда и начала работы. 
  Это было хорошим стимулом и действенным рычагом, чтобы к нам ехали или возвращались лучшие из лучших. Среди вернувшихся был и Николай Григорьевич. Он ранее работал на севере, освоил Ан-2 и  Ан-24.   Летал на стойбища оленеводов, помогал геологам в освоении несметных богатств далекого Заполярья, выполнял срочные рейсы по сан. заданиям и заказам Билибинских атомщиков, но последнее время всегда мечтал перебраться на большую землю. Теперь он уже отец семейства из 4-х человек. Дети подрастают, необходимо выбрать такое место жительства, чтобы и работать вдоволь и забот о школе, институте отпали бы. Все это было в Уфе!
   Характеристики с прежнего места работы хорошие, значит, перспектива есть. После прибытия в Уфу он быстро получил необходимые провозки по трассам и полеты, полеты, полеты. Саннорма в то время на Ан-24 была 70 часов, а летали, как правило, 75 часов 55 минут – это было нормой. Командир самолета был отменный, грамотный, дисциплинированный, старательный, честолюбивый и самое главное надежный. На таких держится наш авиаотряд и весь аэрофлот в целом. Когда стали получать Ту-154, вопрос о том, кого послать на переучивание не возникал, потому, что каждый был достоин, но послали лучших, и Николая Григорьевича в том числе.

Анатолий Григорьевич Мисирев

      

Мисирев Анатолий Григорьевич  номинант X Общественной городской премии «Достояние столицы».

Рабочая биография Анатолия Григорьевича началась с ученика токаря на моторостроительном заводе, продолжилась в конструкторском бюро заместителем командира летного отряда, а закончил свою деятельность номинант на должности летного директора авиакомпании ОАО «УМПО». В небе он провел 38 лет, налетав 23 500 часов.

Сегодня Анатолий Мисирев ведет большую общественную работу. Бывший летчик со своими сослуживцами собрали большой материал о 75-летней истории аэродрома: 3 Героя Советского Союза, 3 кавалера Ордена Красной Звезды, неописуемые трудные обстоятельства перебазирования из Рыбинска в Уфу, выполнение самых ответственных задач в годы Великой Отечественной войны, огромный вклад в повышение мощи уфимского завода и многое другое.

Масалимов Азат Тимербулатович

      

Азат Тимербулатович  Масалимов номинант X Общественной городской премии «Достояние столицы», педагог Центра технического творчества «Гефест».

Азат Тимербулатович – мастер спорта международного класса по дельтапланерному спорту, семикратный Чемпион России, участник Чемпионатов Европы и Мира. Номинант занимает 3-е место в международном рейтинге FAI за 2015 г. по дельтапланерному спорту (впервые в истории российский дельтапланерист вошел в мировой рейтинг по этому виду спорта), имеет звание Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Азат Масалимов на протяжении многих лет достойно представляет наш город на всероссийских и мировых спортивных мероприятиях. Благодаря стараниям номинанта и личному участию, город Уфа с середины 90-х годов стал одним из признанных центров дельтапланеризма в регионе и по России, и местом проведения соревнований всероссийского, международного, республиканского и городского уровней по дельтапланерному, парапланерному, дельталетному спорту.

Ахунов Фанус Закирович

     

   Какой у Вас трудовой  стаж?

     С таким вопросом я обратился к председателю совета ветеранов Международного аэропорта Уфа  Фанусу Закировичу Ахунову. Меня заинтересовала судьба этого человека с точки зрения возможностей человеческого организма функционировать, давая силы и разум для плодотворной работы с людьми в возрасте 80 лет. Мы, часто с друзьями встречаясь, беседуем на различные темы и одна из них: жизнь человека в коллективе. Не секрет самая трудная работа не лопатой, киркой или косой махать, а работа с людьми. Мы считаем себя индивидуумами и это правильно, но если этих индивидуумов более 700, , да еще уважаемых и претендующих на собственную оценку событий не только  в трудовом, житейском, но и в государственном масштабе. Тут выдержит не всякий, а Фанус Закирович выдерживал и находил добрые слова и мог выслушивать каждого до конца, «ветеранские излияния», о сложностях, проблемах и болячках все, что сопутствует в заключительной части человеческого бытия…
 Возвращаясь к заявленной теме, в процессе беседы выясняется, что эта цифра трудового стажа начинается с работы после получения профессии авиатехника, в Троицком  авиационным техническом училище ГА в 1957 году и устройства на работу авиатехником самолетов  Ан–2 и  вертолетов Ми–4 в  166 авиаотряде Туркменского управления ГА.

Текферд Владимир Евгеньевич

    

     Народная поговорка о силе печати показывает всю глубину и значение «информационного поля», как бы сказали в настоящее время, отраженных в печати дел, планов и мечтаний читателей. Как утверждают, некоторые журналисты, газетное печатание уходит в прошлое, наверное, доля истины в этом есть, но пока живы ветераны, пока из памяти не выветрились воспоминания, потребность в печатном слове будет находить свою аудиторию.
В октябре 2014 года исполняется - ХХV лет со дня выхода первого экземпляра газеты Уфимского объединенного авиаотряда «Крылья Башкирии». Я держу в руках этот, теперь уже исторический, архивный экземпляр, и как бы возвращаюсь к тем далеким дням…

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика