Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

История авиации Башкортостана в лицах

Ахунов Фанус Закирович

     

   Какой у Вас трудовой  стаж?

     С таким вопросом я обратился к председателю совета ветеранов Международного аэропорта Уфа  Фанусу Закировичу Ахунову. Меня заинтересовала судьба этого человека с точки зрения возможностей человеческого организма функционировать, давая силы и разум для плодотворной работы с людьми в возрасте 80 лет. Мы, часто с друзьями встречаясь, беседуем на различные темы и одна из них: жизнь человека в коллективе. Не секрет самая трудная работа не лопатой, киркой или косой махать, а работа с людьми. Мы считаем себя индивидуумами и это правильно, но если этих индивидуумов более 700, , да еще уважаемых и претендующих на собственную оценку событий не только  в трудовом, житейском, но и в государственном масштабе. Тут выдержит не всякий, а Фанус Закирович выдерживал и находил добрые слова и мог выслушивать каждого до конца, «ветеранские излияния», о сложностях, проблемах и болячках все, что сопутствует в заключительной части человеческого бытия…
 Возвращаясь к заявленной теме, в процессе беседы выясняется, что эта цифра трудового стажа начинается с работы после получения профессии авиатехника, в Троицком  авиационным техническом училище ГА в 1957 году и устройства на работу авиатехником самолетов  Ан–2 и  вертолетов Ми–4 в  166 авиаотряде Туркменского управления ГА.

Работа в родном колхозе с 7 лет в тяжелейшие годы войны, когда каждый вкладывал все свои силы для семейного благополучия, достижения победы над голодом и над общим врагом фашизмом, к сожалению, не вошли из-за скромности интервьюемого. Однако все эти трудные, опаленные войной и голодом годы, он трудился и учился.  Первоначально в школе родной  деревни  Кумьязы, а затем в райцентре села Балтачево, где получил среднее образование, что позволило осуществить тайную и давнишнюю мечту любознательного, тру  долюбивого и скромного мальчишки связать свою жизнь с профессией «небожителей», но не Богов , а пилотов…
     Много раз, стирая пот со лба во время сенокоса, он оглядывал голубое небо в поисках летательного аппарата, который появлялся вначале звуком, а затем и в поле зрения. Усталость уходила и радость заполняла душу укрепляя тайную мечту! Так пролетели годы учебы и годы в семье, где он был, после гибели отца Закира  в первые же  дни войны и кормильцем, и защитником, и надеждой братьям с  сестрами и Маме. Мать, конечно, питала надежду, что сын останется в деревне и будет надежным помощником в домашних делах. Фанус после успешного окончания 10 классов, заявил, что он едет в Троицкое авиатехническое училище, на что возразить у нее не хватило сил... Ведь мать сердцем чувствовала; сын рвется к технике, да еще в небо!
     А  Фанус в свою очередь доказывал всем, что он лучший и в учебе и спорте и в общественной работе при этом   скромность   оставалась главной чертой характера. Отличнику ТАТУ не дали права выбора, как полагалось по статусу краснодипломников, а направили туда, где трудности и где ожидается все новое, перспективное по замыслам руководителей. И так, Первый рабочий день официально записан; -  7 августа 1957 года. Если вести отсчет от этой даты, то получается 58 календарных лет по записи в трудовой книжке. Последняя запись произведена 6 ноября 2015 года, гласит: «уволен по согласованию сторон в соответствии с Трудовым  Кодексом с должности ведущий специалист управления персоналом».  Учитывая налет 15000 часов на вертолетах Ми-4, Ми-6,  Ми-8,  да полеты по прокладке нефте-газовых ниток на Севере, полеты по обучению пилотов в Алжире и помощи в ликвидации базы  французских войск…, то стаж укладывается в срок, без малого  в 90 лет!!
      В эти 90 лет вписались судьбы Фануса Закировича и супруги Фидагии Гаяновны,  после их решения объединиться  для создания семьи через год как устроился в Ашхабаде, что было встречено на работе положительно. В этом же 1958 году им выделили жильё как молодому специалисту аэрофлота и педагогу-воспитателю детского садика. Так в столице Туркменистана Ашхабаде стало больше одной семьей из Башкортостана.  Окрыленный вниманием на семейном фронте и признанием на работе за рвение и желание совершенствоваться, и расти профессионально как специалист, было замечено командованием. Предложение переучиться на бортмеханика вертолета Ми-4 было неожиданным, но не по сути, а по времени, так быстро оказаться в кресле пилота он и не мечтал… Далее жизнь летела, как в реальном самолете. Быстро как в калейдоскопе сменялись должности, назначения, общественные нагрузки, но неизменным было теплые отношения в семье. Тонкий  психолог и дипломированный экономист, после завершения заочного обучения в Туркменском госуниверситете понимал, что нет у пилота движения вверх, без крепкого тыла, который обеспечивали жена и дети. В длинной летной карьере в цепи приятных событий были и другие инциденты связанные с полетами и эксплуатацией сложной авиатехники, но к большой радости он всегда выходил если не победителем, то во- всяком случае не проигравшим.  Грамотный специалист, был назначен на должность старшего бортмеханика летного отряда.  А когда стали осваивать новый тип Ми-6 в Союзе, то в числе первых поехал на переучивание, а затем вводил в строй и доводил этот прекрасный «воздушный поезд» до совершенства в экстремальных условиях Каракумов, горных массивов Афгана, безмолвных белых снегах полярного севера и в дюнах Алжира. Вот что писала пресса: « однажды после выполнения полетов по обслуживанию Чарджоуского управления буровых работ, когда экипаж возвращался с грузом на базу, одновременно из-за помпажа отказали оба двигателя на вертолете Ми-6. Кругом простирались хлопковые поля, пересеченные рядами деревьев и линиями электропередач. В крайне сложной обстановке экипаж действовал слаженно и умело.  Сразу же были отключены двигатели, а несущий винт переведен в режим авторотации. Махина вертолета плавно опустилась на единственную площадку в центре поля. Прибывшие заводские специалисты после всех проверок дали добро на вылет до базового аэродрома. Но  так оказалось, что при подходе к аэропорту, вновь возник помпаж, срыв потока с лопаток компрессора в переходном режиме работы двигателя. Экипаж снова использовал режим авторотации для совершения вынужденной посадки. За этот полет командир А.Ф. Шпак, 2й пилот Н.В. Полинкевич, бортмеханик Ф.З. Ахунов борт радист Ю.Ф. Дымарец  были награждены именными  часами от имени министра ГА СССР. А на вертолетах Ми-6 после этих случаев на двигателях были внесены конструктивные изменения с целью их улучшения». Министерство ГА наградило участников сложнейших полетов также знаком «Отличник «Аэрофлота».  Промышленность стала выпускать новый вертолет Ми-8, Фанус Закирович опять осваивает и доводит, обучает и приучает вертолет выполнять новые виды работ, по-сути являясь  испытателем. Годы летят уже и дети «оперились». Дочь Ирина получила высшее гуманитарное образование.  В наши дни работает и живет в Уфе по специальности, растит  на радость родителям внуков и внучек. Сын Ренат, как часто заявлял в детстве: «буду как папа летать»! Превзошел родителя по количеству и качеству освоенных типов: в его послужном списке Як-40, Ту-154 А, Б, М, А-319, -320, -321. В настоящее время трудится в Москве в должности заместителя командира АЭ авиакомпании «Северный ветер». Вот оно счастье видеть и знать, что смогли вручить детям «удочки», которыми они обеспечивают благополучие и получают радость!
      Период жизни после возвращения «сына башкирского народа», как в шутку называли его на прежнем месте работы, охватывает с августа 1980 года и до настоящего времени. В  Уфимском ОАО,  БАЛе, МАУ. В отряде были рады специалисту, но для «проверки» приняли на должность бортмеханика Ми-4 и Ми-8. После бурной жаркой жизни в Туркменистане во всех смыслах, оказаться в роли простого пилота было непривычно, а требовать должностей не позволяла скромность.  Да переезд, обустройство на новом месте и события начавшиеся в государстве  не добавляли энтузиазма, а только осложняли трудности, которые стали отражаться на здоровье, поэтому Фанус Закирович решился на уход с летной работы, что далось не легко...Но имея послужной список поощрений в десятки страниц: - награды , Почетные Грамоты, благодарности от органов всех уровней и денежные премии займет много места.  Но не сказать о части из них мне невозможно…, так как это пот и труд оцененный не зря:  - «отличник Аэрофлота». «Почетная грамота Президиума Верховного Совета Туркменской ССР». медаль «За доблестный труд», «Почетный работник транспорта России», «Почетная грамота Минтранса РФ, Приволжского УГА, Уфимского городского Совета», «Почетный знак Президиума Совета Всероссийской организации ветеранов» - это не все (от автора « рука бойца писать устала..»).

Биографическая справка

    Фанус Закирович Ахунов родился 24 января 1936 года в д. Кумьязы  Балтачевского  района Башкирии. С отличием закончил Троицкое  АТУ  ГА в 1957году. С отличием Туркменский Государственный Университет – экономический факультет. Общий налет ставил  - 15000 часов. Освоил Ми-4, Ми-6, Ми-8. Стаж работы в ГА -58 календарных лет и 90 – по выслуге. Занимаемые должности: - авиатехник самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-4, бортмеханик вертолета Ми-4, старший бортмеханик летного отряда,  августа 1957 по август 1980 гг. работа в Туркменском УГА. С августа 1980 по ноябрь 2015 гг. работа в Уфе.
     После ухода с летной работы: - Заместитель командира летного отряда по политико-воспитательной работе,  Заместитель командира летного отряда по политчасти, Заместитель начальника отдела кадров, Начальник отдела кадров, Специалист ОК, службы управления персоналом. Общественная работа: - в школьные годы председатель учкома, секретарь комитета комсомола, секретарь партбюро летного отряда, пропагандист системы партийной учебы, член парткома ОАО, член райкома, член Горкома партии и 30 лет – председатель совета ветеранов Уфимского авиапредприятия.

Использованы статьи из газеты воздушный мост «Сын башкирского народа»,  «На родину», воздушная трасса «Настойчивость». Крылья Башкирии « Сказ о земляке», газета «Республика Башкортостан  -- статья «Отмечены наградами» 

Подготовил материал   Р.  Габитов     29 ноября 2015г.

        

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика