Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

История авиации Башкортостана в лицах

Фуат Шарипович Утяшев

 

Приближается 82-я годощина авиапредприятия! А именно 7-го июля 1933 года вступило в силу постановление №707 Совета народных комиссаров БАССР об образовании Уфимского авиационного отряда, командиром  которого был назначен пилот Б.А. Ефименко. Далее были многократные изменения в названии предприятия, изменения в дислокации и статусе, и в конце концов, произошло разделение на три самостоятельных коллектива, но эти перипетии исследуют и опишут другие люди. Мне бы хотелось рассказать о человеке, с которым связывают добрые воспоминания ныне здравствующие пенсионеры и работники, продолжающие трудовую деятельность. Речь пойдет о легендарном командире Уфимского объединенного  авиаотряда: о Фуате Шариповиче Утяшеве. Так уж случилось, что сбылась мечта и 18 летний парнишка, из Башкирской деревни, попал   учиться в Тамбовскую авиационную школу пилотов. После окончания начал трудовую деятельность в Восточно-Сибирском управлении Гражданского воздушного флота. В трудные годы Великой Отечественной Войны он активно и самозабвенно осваивал летную технику, что было оценено командованием и его кандидатура предложена для включения в состав боевой группы по перегонке самолетов по Транссибирской трассе,  поступающих по «Ленглизу» из  Соедененных  Штатов Америки. О трудностях, которые поджидали перегонщиков на «трассе смерти», как ее называли люди связанные с организацией и перегонкой: летательных аппаратов, продуктов питания и запчастей.  Существовала строжайшая секретность и замалчивание всех условий сопровождающих перегонку воздушных судов. Ордена и медали  награжденные не могли одевать даже по торжественным случаям.

Закончилась война, но работа на севере Восточно-Сибирского управления сродни боевым сводкам и боевым условиям в мирное время. Вот в таких непростых после военных, трудовых и  житейских буднях ковался характер и взгляды нашего Командира, пилота-инструктора, инспектора по безопасности полетов, начальника летно-штурманского отдела.  Последнюю должность он занимал  уже в Приволжском управлении перед приходом в Уфу в  1963 году. Годом раньше авиаотряд перебазировался на вновь построенный аэродром, точнее было сказать на вновь построенную полосу, так как  было несколько одно – этажных  строений, в которых и размещались все службы обеспечения полетов. В эту суматошную суету и работу, работу по обустройству и расширению служб обеспечения вот главные задачи, а еще главнее собрать коллектив единомышленников и выбить самолеты под большие проекты. Создание сети местных воздушных линий с аэропортами и искусственными  полосами. Кстати сказать, инфраструктура,  расположение вновь строящихся строений была продумана до мелочей и утверждалась первоначально командиром отряда.  Были и сомневающиеся, которые говорили: «Куда идешь?  Ведь это понижение в должности. Поработаешь год – два и тебя ждет работа в Министерстве». Фуат Шарипович выбрал самостоятельность, бессонные ночи, возможность проявить организаторский талант и летать, летать, что может быть значительнее для человека посветившего себя небу,  нацеленного на созидание и желание сделать мир вокруг лучше. В нем сочеталась высокая требовательность в первую очередь к себе и к окружению или, как сказали бы сейчас, к команде.   

 Рабочий день, как правило, начинался с личного осмотра всех служб и подразделений,  хотя, к слову сказать,  иногда были и  селекторные совещания, на которых нерадивым было, прямо скажем, неуютно. После полеты на проверку очередного командира воздушного судна или открытие новой трассы, а также быть самому капитаном на литерных рейсах, ведь начальство предпочитало авиацию остальным видам транспорта. А еще надо принять участие в бесконечных совещаниях и заседаниях у вышестоящего руководства.  Так изо дня в день. Старший сын тоже выбрал авиацию, и многое преуспел:  как и отец закончил Ленинградскую Академию  ГА. Летал на нескольких типах летательных аппаратов. А второй сын:  Борис  Фуатович, выбрал профессией службу в Армии. Ушел в отставку в звании полковника и должности командира дивизии. Для многочисленных племянников, ставших пилотами, бортпроводниками, инженерами: Фуат Шарипович и Альберт Фуатович были непререкаемыми авторитетами, что отразилось на выборе профессии в дальнейшем молодого поколения. Они не получали преференций, а несли дополнительную нагрузку будучи близкими людьми. Хороший организатор, тонкий психолог и незаурядный человек, Фуат Шарипович, воспитал целую плеяду высоко профессиональных специалистов, которые успешно трудились в Приволжском управлении ГА – Бурнаев В.П,  Карпов Е.М, Рахманов Ю.А, в министерстве ГА – Горлов В.В,  в Ленинградской Академии – Захаров В.И, а также во многих других подразделениях: в Казанском – Мустафин У.Х, в  Алма-Атинском – Крынин А.П,  в  Горьковском  - Сошкин А.А и многие, многие другие, о которых  и про каждого можно говорить долго и писать повести.  Как вспоминает  Ф. Г. Сафиуллин - его бессменный «ординарец» на протяжении всех лет, пока он руководил предприятием: «Я ни разу не слышал, чтобы Фуат  Шарипович, кричал на кого-либо». Тихо произнесенное замечание было достаточным. Уважение он завоевывал своим негромким говором и тем, что выслушивал собеседника до конца. Ближайшее окружение, а в него входили: Юсупов Ш.И, Бобков А.Ф,  Шалашов В.Д,  Ахраменко С.Я,  Веселов Н.А,  Узиков Н.Я,  Гумеров А.Г, тоже были не «кабинетные деятели», а пилотами и специалистами от бога,  влюбленные  в профессию и творческие личности. Как пример;  - сувенирный макет самолета Ан-24, подаренный Генеральным конструктором О.К.Антоновым с выгравированными  словами благодарности «за начало эксплуатации самолета на местных авиалиниях с грунтовыми аэродромами», говорит о многом.

Авторитет руководителя вещь хрупкая, если нет уважения, А он  его заслуживал,  уважало начальство за последовательность в достижении поставленных целей. Работники за заботу и помощь в получении квартир от города и республики от своего бессменного депутата всех уровней власти. Я не хотел идеализировать личность, но показать «каким он парнем был» постарался высветить максимально большее  количество граней «алмаза». В одной из сур  Корана говорится: «да воздастся каждому по его заслугам» это изречение напоминает нам, что в памяти людской добрые дела остаются надолго:  то ли в названии «подросткового клуба имени «Ф.Ш. Утяшева» в поселке, то ли в названии улицы в родном селе…   

 Р.S. В  последних  числах  мая 2013г, по просьбе ученика и соратника командира -  М.Г. Валеева, группа ветеранов и представителей руководства аэропорта в составе:  Ахунова Ф.З,  Мухаметшина Т.А,  Гамалеева М.В,  Капп В.В,  в канун траурной годовщины побывали в родном селе Ф.Ш. Утяшева. Посетили   «зыярат» и  на  могилу  возложили живые  цветы. Так же побывали в школе, в мечети, где встречались со  школьниками и односельчанами. Земляки  Фуата  Шариповича  помнят и   чтят его. Договорились в дни празднования юбилея посетить большей делегацией, что бы отдать должную дань памяти выдающегося  руководителя и земляка.

Биагрофическая справка:

 Ф.Ш. Утяшев  родился 12 ноября 1920 года в селе Абдрашитово Альшеевского  района.  В  авиации с 1938 года, после окончания Тамбовской авиашколы пилотов. С 1940 года работа пилотом в Восточно-Сибирском  У Г А. С 1943 по 45 г.г. служба в авиа перегоночной дивизии участвовал в перегонке самолетов С-47 через Сибирь на фронт. За время работы в гражданской авиации и службы освоил полеты на самолетах: ПО-2, П-5, ПС-40, С-47, Ли-2, Ан-2, Ил-14. В числе первых освоил турбовинтовые и турбореактивные самолеты: Ан-10, Ту-124, Ан-24, Ту-134. Налет составил – 18000 часов или более 2 лет непрерывного полета. В характеристиках на очередную заслуженную награду отмечалось, что соискатель проявляет высокие летные качества, владеет отличной техникой пилотирования и высокими методическими навыками воспитания и обучения летного состава, является рачительным и грамотным хозяйственником. Награды боевые и трудовые: ордена «Знак Почета», «Ленина», «Октябрьской революции», «Трудового Красного знамени», «Дружбы народов», а также многие медали, Почетные Грамоты от правительства Республики Башкортостан и Министерства ГВФ.  В 1965 году ему присвоено звание «Заслуженный пилот  СССР»

Габитов Р.Ш.

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика