Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

История авиации Башкортостана в лицах

Мастера славных дел

В исторической   ленте авиакомпании «БАЛ»  особое      место занимает работник, названный «человеком профессии» в статье «Ровесник событий»  в газете «Воздушный мост»,  автор и редактор  В.Е. Текферд. «Так быстро летит время, что вот уже  и  старшему  диспетчеру  ПДСП  Валееву Мидхату Габдулловичу исполнилось  70 лет.  И вся его трудовая деятельность оказалась связанной с Уфимским аэропортом. 

Когда после окончания средней школы в городе Бугульме, где он жил со своими родителями, встал вопрос о том, куда пойти работать или учиться дальше, то у него сомнений не было. Для него во всем был примером старший брат, отец погиб на фронте, когда  Мидхат пошел только в первый класс.

Сегодня брат работает в аэропорту Адлера начальником  ОТК,  он для Мидхата  по-прежнему остается образцом в жизни.  Легко поступив в Троицкое авиационно-техническое училище, он с отличием его закончил и в числе  пятипроцентников  был направлен на учебу в Киевский институт Гражданской авиации. Там Валеев с головой окунулся в общественную работу, которая во многом предопределила и дальнейшую его судьбу. Он участвовал в самодеятельности,  был активным комсомольцем, избирался  членом комитета  ВЛКСМ  КИГА, состоял в студенческом научном обществе. 

Да и после распределения выбрал для работы новое дело - рядом эксплуатировались самолеты:  Ли-2, Ан-2, Як-12.  Молодого инженера назначили сменным инженером на участок легкомоторных типов. Буквально уже через короткое время в связи с созданием в Уфимском ОАО  собственной  ЛЭРМ, он становится старшим инженером по подготовке производства, а затем  - начальником  ПДО.  В те далекие годы шла организационная перестройка авиапредприятия. Сменился командир  ОАО, со своей командой почти на двадцать лет пришел Ф. Утяшев:  его помощником по  ПВР  был назначен А.Бобков, был избран секретарем парткома В.Лебедев, председателем профкома - М. Кондров. С открытием  нового современного аэродрома в Уфу начали летать и самарские турбовинтовые самолеты  Ан-10.  Однажды за задержку этого стоместного рейса в Москву молодому начальнику  ПДО  даже объявили выговор. Одновременно шла и смена эксплуатируемых в авиаотряде типов  воздушных судов - на смену  Ли-2 поступили  Ту-124. Готовились к вводу в строй новые  самолеты  Ан-24. Поэтому не удивительно, что Валеева пригласили старшим инженером в 282 летный отряд, так сказать, осваивать новую машину. В числе первых он был допущен к самостоятельному обслуживанию нового типа  ВС. А затем от самого Генерального конструктора  О. Антонова пришло поздравление с успешным применением этих самолетов на местных авиалиниях с грунтовым покрытием в республике и далее по  всей стране. Буквально уже через год в Уфу начал летать еще один «туполь» -Ту-134. За успешное внедрение новой техники, в тот период Мидхат Габдуллович был награжден Почетной грамотой.  Наступил 1971 год, в летном отряде ПАНХ появился новый замполит. Работать с молодыми пилотами Валееву было привычно. Многих он знал по прежней работе, теперь же они уходили на большую технику. Шло  непрерывное круговращение коллектива. Но принципы работы у политработника оставались неизменными, проверенные временем. В результате  Почетная грамота в честь 100 –летия со дня рождения В.И.Ленина, досрочное присвоение звания «Отличник Аэрофлота» за отличную организацию работы сводного отряда в Ростовской области. Почетная грамота Президиума Верховного Совета  БАССР. И все эти годы работа с экипажами  сельхозавиации  на  АХР, постоянные командировки на оперативные точки по Башкирии, в  Среднюю Азию, работа в сводных авиагруппах. И вновь в Уфе наметился переход на очередной тип самолетов. За год до поступления больших  «тушек», в 282 летный отряд,  вернулся заместителем  командира по политико-воспитательной работе  Валеев М.Г. Ему достались все трудности в формировании летных подразделений, открытии новых рейсов и длительных командировок. Не отходил он и от общественной работы: был членом парткома авиаотряда, избирался в Кировский райком  КПСС. Но когда в гражданской авиации ликвидировали политорганы, то вновь вернулся к хорошо знакомой работе в деле организации производства. В его лице аэропорт обрел опытнейшего работника в группе контроля планирования  ПДСП». 

При встрече с Мидхатом Габдулловичем  мы вспоминали  многое…  Участником нашей беседы был так же Фанис Гарифуллин, который в бурный период освоения Ту-154 был признанным, знаменитым пилотом-инструктором.  Его биография достойна отдельной статьи. Воспоминания касались всех аспектов жизни предприятия, перемежались перечислением многих фамилий, должностей, историй и фактов. В начале пути выбрать  авиацию, как сферу будущей деятельности, не было  и помыслов. Все мальчишки  бредили романтичной жизнью военного моряка... Мечта отличника учебы поступить вместе с друзьями в Ленинградское мореходное училище не осуществилась из-за хрупкости и слабой финансовой базы семьи в трудные послевоенные годы. А путь предложенный братом  Зиннатуллой  привел в Троицкое  АТУ.  Парнишку активного во всех видах молодежного досуга быстро заметили и держали в поле зрения преподаватели, командиры и воспитатели училища. В результате отличник, активист, спортсмен и коммуникабельный  специалист  стал студентом кузницы  работников для гражданской авиации КИГА. В беседе Мидхат Габдуллович тепло отзывался о семье, о погибшем на войне отце и матери, которая поставила условие сыну: после окончания 1-го курса жениться и обязательно на мусульманке. Видимо она уже подобрала для сына спутницу, в итоге на второй курс отбыл из Бугульмы студент с глобальными планами на жизнь, на учебу и на будущую карьеру. А через год у них родился сын - Рифкат, а еще через 2 года выпускник выбирал место будущей работы. Красный диплом и богатый послужной список общественной деятельности в комитете комсомола  института, спортивные успехи позволили местом работы выбрать Уфу.

В 1963 году он прибывает в Уфимский  ОАО, где уже приступил к производственной деятельности амбициозный руководитель Фуат Шарипович Утяшев. Попасть под крыло этого хозяйственного и справедливого командира было большой удачей. Ведь выбрать понижение в должности,  ради самостоятельности и развития авиации в родной республике, такими чертами характера обладают далеко не каждый чиновник. С приходом новой команды образованных, грамотных и честолюбивых влюбленных в авиацию людей, позволило совершить большой скачок во всех показателях производственной деятельности. Начальник  АТБ   А.Востоков  получил повышение и ушел Кишеневское  УГА. Вакантное  место недолго оставалось свободным. Появление корифеев от авиации   У. Мустафина,В. Шалашова, Ш.Юсупова,В. Горлова, М. Валеева, Я. Лифшиц, А. Бобкова, В.Лебедева,  Н.Узикова и многих-многих других сподвижников  и соратников быстро заполняли вакансии. Работа кипела в прямом и переносном смысле и в АТБ,  и в летных отрядах,  и в других структурных подразделениях. Вспоминается такой курьезный случай с одним из руководителей (фамилии называть не стали). На авиахимработах  в Чишминском  районе самолет производит вынужденную посадку. На выручку летит Як-12,  после оказания необходимой помощи, на обратном пути на базу самолет-спаситель сам садится на вынужденную в районе станции Дема.  Это - уже инцидент с начальством на борту. Как оказалось, самолету не хватило  чуть -  чуть бензина, чтобы дотянуть до аэродрома. Авиация такой вид  деятельности,  где надо быть пунктуальным во всех элементах, потому что нет мелочей ни в подготовке, ни в обеспечении, ни в выполнении полета, в том числе и начальству. Так случилось беда пришла откуда не ждали.  Рифкат потерял маму, а Мидхат Габдуллович  - любимую супругу.  Все в этой жизни подвластно  Богу, а человек может, конечно, что-то подправить в своей судьбе, но он уже определяется как сильная личность. Вот наш герой и относится к числу сильных личностей. Мидхат не сломался, а продолжал трудиться, воспитывать детей, работать с коллективом молодых специалистов.  И продолжает жить и смотреть в будущее  с оптимизмом. В профессиональной части предвидятся большие изменения, так грамотный специалист по «железу», стал востребованным в сфере человеческой инженерии и его продвигают, как инженера человеческих душ. Он постоянный член парткомов разных уровней, избирается в состав комиссий районного и республиканского масштаба. Ведет работу среди молодежи и добивается значимых результатов, это видно в изложении предыдущего автора В.Текферда, когда оценивают вклад и участие каждого в процветание отряда, аэропорта. Тогда и поощрениями удостаиваются самые лучшие члены  коллектива. Жизнь Мидхата Габдулловича  можно представить в виде черных и белых полос… при этом временами черные пытаются преобладать над белыми. Так, когда обсуждался вопрос выбора секретарем парткома  отряда  Валеева,  который считался достойным во всех инстанциях,  вплоть до республиканских. А окончательного утверждения нет и нет.  Впоследствии, как поведал человек из органов контроля Булгаков… оказалось, что сестра, работая кассиром на железнодорожной станции, допустила растрату денежных средств. И это явилось камнем преткновения в утверждении кандидата в должности.  А сестра после осуждения  на короткий срок, вышла по УДО. И была восстановлена на прежней работе опять же кассиром. К слову сказать, через полгода  получила от работодателя  однокомнатную квартиру.  Как поведал брат, сестра ссужала деньги до получки знакомым на работе и те ей все возвращали  через некоторое время. Однако в этом и была суть нарушения. Она взяла на себя вину,  чем и спасла начальство и не потеряла уважения в коллективе. Этот эпизод из жизни продиктован  с целью дать ответ, что не все осуждения порицательные,  жизнь намного сложнее. Ну да ладно  то, что не стал секретарем,  работы не уменьшилось. Жизнь берет свое. Вторая супруга -  Лидия Георгиевна подарила сына Рамиля. Теперь  их стало четверо и семья получила заслуженную  квартиру.  Супруга занималась благоустройством и детьми, а Мидхат Габдуллович пропадает на работе с утра до вечера.  Да еще постоянные выезды на точки и командировки  в составе сводных отрядов для проверки и оказания помощи экипажам, работающим в отрыве от базы на химических работах и при выполнении рейсов со сменами. Дети выросли  и то, что они стали пилотами  это заслуга отца и матери, которые всегда поощряли увлеченность сыновей авиацией и небом. Рифкат – сейчас пилот- инструктор в большой авиакомпании в Москве. Летает на различных типах Боингов. Рамиль - также пилот- инструктор, здоровье на этапе карьерного роста подвело и сейчас вынужден находиться на земле. Да и сам Мидхат Габдуллович получил инсульт, но не сдается и восстанавливается,  результаты на лицо, он не лежит в постели, а активен в условиях дачи. Тут их можно видеть с апреля по ноябрь,живущими спартанской жизнью на свежем воздухе и в заботе об урожае и заготовками на зиму.

Приближающийся праздник  «день  Авиации»,  пусть принесет Мидхату Габдулловичу,  родным и близким, а также всем авиаторам и ветеранам авиации успехов,   удачи,  восстановления здоровья и долгих лет жизни! Знать, что ВСЕ с кем работал ПОМНЯТ и радуются его сильной воле и жизнелюбию!

С воспоминаниями поделился  КВС  Ту – 154   Р.Габитов.   

Редактор: Р.Гарифуллина

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика