Verification: 66fd9baaa94ca630
ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

ВЕТЕРАНЫ  АВИАЦИИ  БАШКОРТОСТАНА

Первичная профсоюзная организация "Ветераны авиации Башкортостана"
Профессионального союза летного состава России


                                                                                                              "Когда мы вместе - мы сильнее"

 

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

История авиации Башкортостана в лицах

Юбилей Узикова

В преддверии очередной годовщины образования летного коллектива в Башкортостане, который образовался  7го  июля 1933 года. Есть возможность вспомнить о тех, кто вложил много сил, здоровья и творчества в претворение в жизнь решений и планов правительства республики, для того, чтобы маленькое звено в начале пути превратилось  в национальную компанию международного  статуса к концу тысячелетия.

Сегодня мы вспоминаем одного из выдающихся руководителей: Николая  Яковлевича Узикова. Не так давно ветераны авиации отметили  95 -  летний Юбилей участника войны,  поздравляли его с  юбилеем и 72 годовщиной со дня Победы.  Друзья и товарищи помнят Николая Яковлевича, как высококлассного пилота, грамотного инструктора,  вдумчивого воспитателя,  руководителя управленческого уровня, а в последствии, в должности  бессменного  начальника штаба Уфимского ОАО  у легендарного  Фуата Шариповича Утяшева.  Они длительное время   «рулили» объединенным отрядом вместе. И сумели так построить  свою работу, что достижения летного подразделения были известны не только в управлении, но и в министерстве  Г А.  

Судите сами: переезд на новое место всего аэропорта, получение, точнее сказать выбивание материальных ресурсов,  авиационной техники и аэропортового оборудования. На этой основе произошло расширение географии полетов и услуг по применению авиации в народном хозяйстве. Коллектив в эти годы составлял свыше 4500 работников различных структур и подразделений, необходимых для функционирования такого  большого  предприятия… а летного состава по численности приближалось к  560 пилотам. Все это заслуга, конкретных руководителей и  их  соратников, которые любили свою работу,  свою профессию, небо и все, что связано с аэропортом. Уместно вспомнить, что инфраструктура, созданная  ими, используется  и поныне, путем модернизации и совершенствования, на основе современных  технологий, нынешними руководителями. 

Вернемся  к Николаю Яковлевичу. В статье «Высокое небо Николая Узикова»,  из газеты « Воздушный мост» (автор - Л. Колаколова).  И в статье  «Письмо из Австралии»  из газеты  « Сплоченные небом»  (автор В. Д. Шалашов),  полностью раскрывается  характер и жизненный путь юбиляра.  «22 апреля Николай Яковлевич Узиков отмечает знаменательную дату – ему исполняется  90  лет.  По этому случаю юбиляр приглашает своих сослуживцев, родных и друзей. При этом сам ветеран не скрывает удивления: «Нежели уже  90?!  Вот это да!» Николай Яковлевич – личность в Уфимском аэропорту известная, если не сказать – легендарная. Еще со времен Великой Отечественной войны он тесно связан с авиацией. За годы работы летчиком налетал свыше одного миллиона километров, за что награжден отраслевой медалью за километраж полетов. Такой награды в аэропорту «Уфа» были удостоены только двое работников. В октябре 1958 года Николай Яковлевич  прибыл в Уфу заместителем командира авиаотряда по летной службе. На руководящих должностях в аэропорту он проработал до 1994 года, но в связи с родным коллективом не порывает до сих пор. Накануне Дня Победы майор в отставке  Узиков надевает парадную форму со всеми регалиями и по приглашению руководства Международного аэропорта «Уфа» отправляется на традиционную встречу ветеранов войны и труда. Увы, с каждым годом их остается все меньше – тех, кто своим  трудом в воздухе, на воде и на суше приближал Великую Победу. Но тем трогательнее и желаннее для них каждая встреча с коллегами. Родился Николай Яковлевич Узиков  в 1922 году в один день с Лениным (раньше это было предметом гордости).

Место его рождения – небольшая деревушка в Вологодской области. Судьба не баловала  Николая. Он рано осиротел. Когда мальчику было три года, умерла мама, в 1933 году трагически погиб отец. До седьмого класса его воспитывала мачеха, а потом уже заботиться о нем стало некому. Перепробовал несколько специальностей: работал и на пристани, и в промартели на Онежском обводном канале, где возил глину для производства огнеупорного кирпича, а затем был принят в другую организацию фотографом. Так в те времена не все взрослые были грамотными, юноше с семью классами образования поручали работу учителя и даже политработника. Вступив в комсомол, весной 1939 года по комсомольской путевке Николай поехал на строительство железной дороги «Данилов - Архангельск». Трудился там до призыва в армию. На его счастье в военкомате был объявлен призыв в школу военно-морских летчиков, которая находилась в Волхове. Николай  с радостью записался обучаться летному делу, тем более что еще в школе мечтал стать летчиком или же артистом, поскольку умел играть на мандолине и охотно выступал перед публикой в Доме культуры. Курсанты прилежно изучали устройство самолета-амфибии, а когда через три месяца школа закрылась (её содержали строители Беломорканала), дюжину самых смышленых ребят передали в учебную эскадрилью гражданской авиации, находившуюся в самом Ленинграде. Вскоре их  перевели в Череповец. Утром 22 июня 1941 года Николай Узиков совершил свой первый полет. В воздух он поднялся на самолете У-2 (потом его переименовали в По-2).

Не успел паренек, как следует,  порадоваться своему успеху, как черной тучей налетело известие о начале войны с гитлеровской Германией. До августа 1941 года эскадрилья находилась в Череповце, а затем её эшелоном отправили в поселок Купино Новосибирской области, в холодную Кулундинскую степь. И потекли для курсантов тревожные военные будни, хотя и жили они далеко от линии фронта. Служил Николай Яковлевич в 112-йэскадрилье, а с 1942 года учебное подразделения стали именовать летными школами или училищами.  Узикова оставили пилотом- инструктором. Почти до конца войны он прослужил в Купино, только в 1945 году школу перевели в Егорьевск Московской области. К тому времени Николай Яковлевич был уже женат, ждал прибавления семейства. С  женой Анной Ивановной в любви и согласии прожил 56 лет, воспитал троих детей. Были они удивительно похожи друг на друга: когда шли рядом, все считали их братом и сестрой.  

-  А на фронт вам хотелось? – задаю я резонный вопрос.
-  Видимо, начальство считало, что я больше нужен в тылу, - отвечает  Николай Яковлевич. Ведь кому-то нужно было учить молодых ребят летать, а у меня тогда уже имелся большой практический опыт. К тому же все говорили, что у меня есть педагогические способности. А впоследствии я догадался, почему меня не отправляли в действующую армию: однажды, еще подростком, я заполнял подробную анкету, где указал, что моя мама, которую я почти не помнил по национальности эстонка. А вы ведь знаете, как относились в войну к поволжским немцам и выходцам из Прибалтики.

За работу в годы войны Николай Узиков награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» Потом были юбилейные медали, в том числе медаль Жукова. В мирное время Николай Яковлевич награжден медалью «За доблестный труд.  В ознаменование  100-летия со дня рождения В.И. Ленина»,  медалью «За трудовую доблесть». Ему присвоены почетные звания «Отличник Аэрофлота» и «Отличник гражданской обороны». На особом счету – памятные медали к  - 75 – и 80-летию гражданской авиации России.

Возвращаясь к военным годам, мой собеседник вспоминает тяжелейшие условия, в которых жило население, в том числе курсанты училищ. В Купино они размещались в бревенчатом доме-бараке, спали на нарах. Стипендия уходила на обмундирование, так как вся летная одежда осталась в Ленинграде, унты были только у командира звена. Меховой комбинезон был один на всю группу. Приходилось покупать валенки, полушубки, теплые вещи, ведь в Сибири зима отличается суровым нравом. Да и с едой всегда были проблемы. В памяти летчика Узикова множество имен сослуживцев и адресов частей, где ему приходилось работать. После Сибири – Егорьевск, Воронеж, Пенза, Самара. В 1947 году после выхода Указа о демобилизации старших возрастов военнослужащих Николай Узиков был уволен с военной службы. Параллельно с работой продолжал учиться: окончил Высшее авиационное училище в Ульяновске, школу  МВД  в Свердловске (ныне Екатеринбург).

- Николай Яковлевич, а вы как оказались в Уфе?
– Еще в 1943 году мне приходилось по заданию руководства летать в Башкирию, в Янаул. Летели звеном из трех самолетов. Командиром был уфимец Гусев. Много хорошего рассказывал он о своей родине. Да и сами мы видели, как просторна и красива башкирская земля. Потом узнали, какие у неё перспективы, в том числе и для работников авиации. И когда встал вопрос, куда ехать с семьёй на постоянное место жительство, я выбрал Уфу. Здесь мы получили первую квартиру! Уже более полвека Узиков живет в столице Башкортостана. С тех пор его биография тесно связана с Уфимским аэропортом.

Прибыл Николай Яковлевич еще на старый аэродром, находящийся в черте города, там где сейчас проходит улица Рихарда Зорге . В распутицу грунтовое покрытие раскисало, и было очень сложно посадить самолет. Уже тогда шли разговоры о необходимости строительства нового современного аэропорта. Сначала  его предполагалось ввести в строй в 1965 году.  Однако развитие мегаполиса и увеличение пассажиропотока диктовало новые сроки. На совещании в обкоме  КПСС  было принято решение завершить строительство первой очереди объектов аэропорта к  7 ноября 1962 года, а  перебазирование со старого аэродрома провести в декабре.  Николай Узиков работал тогда начальником штаба Уфимского авиаотряда. – Единственным неверным шагом было строительство водовода для аэропорта, который протянули из Чесноковки, - вспоминает Николай Яковлевич. -  Из-за сложных геологических условий и большой протяженности водовода (30 километров) стыки труб постоянно рвались. Через некоторое время пробурили несколько скважин на территории аэропорта и все наладилось.

За свою долгую профессиональную деятельность Николаю Узикову пришлось провести в воздухе около десяти тысяч часов на самолетах По-2, Р-5, Як-12, Ан-2, Ли-2, вертолетах Ка-15, Ка-18.

В те годы, когда действовал старый аэродром, Узикову как опытному летчику поручали возить первого секретаря обкома партии Зию Нуриева. Участвовал он и в спецоперациях по спасению терпящих бедствие людей. В сложных условиях перегонял новые самолеты Ан-2 и Ли-2 с заводов на базу. Не пришлось только полетать на реактивных воздушных судах по состоянию здоровья, не допустила медкомиссия. «Ощущение полета – это прекрасное состояние души, но для того, чтобы испытать его, нужна настойчивая подготовка, необходим упорный труд», - эти слова Николая Узикова приведены в книге «Мирные крылья Башкирии» выпущенной к  50-летию Уфимского авиаотряда. Далее он  продолжает: «Много прекрасных методистов летного дела работали рядом со мной, и каждый из них в моей авиационной биографии оставил добрый след. С их помощью мне удалось уяснить, что воля летчика должна сочетаться с высокой исполнительностью, мастерство – с глубоким знанием авиатехники, трудолюбием, способностью удержаться от соблазнов». Подводя итоги прожитых лет, Николай Яковлевич Узиков, думаю вправе считать себя счастливым человеком. Ведь он построил дом, где было тепло и уютно всем членам большой и дружной семьи, посадил дерево (и не одно), вырастил хороших детей. Дочь Вера – кандидат химических наук, сейчас  живет с семьёй в Австралии. Старший сын Сергей и младший Евгений продолжили дело отца: оба они летчики, один работает в Сочи, другой – в Домодедово. У дедушки Николая четверо внуков шесть правнуков. Жизнь продолжается! И, что удивительно, Николай Яковлевич до сих пор летает: у дочери в Австралии он был уже восемь раз! Перелет с двумя пересадками длится почти сутки. И ничего, наш ветеран выдерживает такие нагрузки,  Пожелаем ему крепкого здоровья и высокого неба над головой!»   

Письмо из Австралии  «вот с небольшим запозданием, но все-таки  дошло до наших мест письмо из далекой Австралии. А послал его с поздравлениями на Новый  2006 год, Рождеством Христовым Николай Яковлевич Узиков. С пожеланиями Только Добра, Здоровья нормальных семейных благ, уверенности в день Завтрашний, удач, которые будут сопутствовать Всем в наступившем году -  Огненной собаки, а для этого необходимо уважить эту животину, хотя бы, какой-нибудь частичкой одежды красного цвета, бижутерией или для женщин красной помадой на губах или же лаком на ногтях, на худой конец, можно одеть на запястье красную шерстяную нитку и вот тогда все будет хорошо в наступившем году!

Действительно, спешу отправить депешу с добрыми пожеланиями всем работникам авиакомпании, друзьям товарищам, родным и близким , тем с кем проработал бок о бок в годы становления нашей авиакомпании, в то время УОАО. Все время терзает душевная тревога за судьбу сотен сослуживцев авиакомпании БАЛ, ни чем и ни кем пока не защищенным. И вот это не только по вине «деятелей» разваливших в прошлом крепчайший Союз и совершивших государственный переворот. Даже в этой обстановке преступно было развалить мощную и ведущую авиакомпании в регионе, Развал авиакомпании привёл к нищенству десятков и десятков семей бывших авиаработников от кассира и уборщицы аэровокзала до летчиков, которые считались одними из лучших в России. Теперь им приходится вновь перестраиваться и приспосабливаться… Легче молодым – а каково пенсионерам и работникам предпенсионного возраста?  Обращаясь к Валерию Дмитриевичу, Николай Яковлевич, искренне желает в его лице поздравить также всех преподавателей  АУЦ  «Всю жизнь душой делом с вами, так как с первых часов летной работы на любых должностях в летных коллективах работал и всегда был ПИЛОТОМ - ИНСТРУКТОРОМ». Все кто занимался в прошлом и занимается сейчас обучением – переучиванием летных специалистов все свои силы направляли на главное в авиации – безопасность полетов и затем на сохранение материальных ценностей, культуру обслуживания пассажиров. Поэтому мне, прежде всего, жаль, если созданный в авиакомпании руками и умом предыдущих руководителей прекраснейший учебный центр равного которому, пожалуй, нет во многих авиакомпаниях – разрушится. Работникам коллектива еще раз самые добрые пожелания. Спасибо всем, кто постоянно трудился и продолжает трудиться в авиакомпании, не жалея сил и времени. История не забудет заслуги каждого, если правда кто-то внесет в исторические документы ваши имена. Извините за высокие слова и философское настроение, но коллектив… в нем прошла вся жизнь и это - боль и заноза в любящем сердце.  С уважением Н.Я.Узиков.

P.S.   А в Австралии – лето, жара, изобилие фруктов и всего чего душа желает, но все немного не так как  У НАС,  (точнее у ВАС). Мой опыт прогнозирования (не зря учили метеорологию) более точнее чем у местных синоптиков, достоверность моих прогнозов  75 – 80 %, а их только  65 – 70% - русская школа. Высылаю фотографию, где я на рыбалке к сожалению на этот раз поклев был плохой  (сохранена орфография и стилистика автора письма).

СПРАВКА:  Н.Я. Узиков начал свой рабочий путь в 1949г. В должности командира звена в 235 отряде в  Москве. Затем работа в  13  УТО г. Самара в должности пилота-инструктора самолетов Ан-2, Ли-2.  С 1958 г. Уфимский  ОАО, в должности заместителя командира 172 ЛО, далее заместитель командира 1 АЭ 282 ЛО. А с 1966г.- начальник штаба УОАО. Оставил работу по возрасту в 1990г. Николай Яковлевич оставил значительный след в развитии и становлении Уфимского  ОАО,  за что неоднократно был отмечен руководством и правительством РБ».  Командир 282 ЛО   В.Д. Шалашов

В заключении пожелаем Николаю Яковлевичу  справить еще не один юбилей прожитых лет и последующие  важные  даты  образования летного звена в Башкортостане. Здоровья благополучия и успехов  близких и дорогих людей!

КВС  Ту- 154 Габитов Р.Ш.

Copyright ©

т. +7 (917) 777-92-29                 profsousvab@mail.ru  

Яндекс.Метрика